Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное
образование детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими детьми.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должно быть направлено на:
- обеспечение коррекции
нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им
квалифицированной помощи в освоении программы;
- освоение детьми с ОВЗ
программы, их разностороннее развитие с четом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная функция
ДОУ– предполагает уделить особое внимание работе по преодолению
трудностей в процессе воспитания и обучения детей, нуждающихся в коррекции
имеющихся недостатков физического и психологического развития.
С этой целью в ДОУ была
создана модель коррекционно-развивающей деятельности, которая включает:
1. Создание команды
единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, воспитателей,
музыкального руководителя,медицинского персонала) и повышение их
профессионального уровня.
2. Организация
коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие
ребенка.
3. Разработка интегрированного
коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на
основе комплексной диагностики.
ПМПК, созданный в ДОУ, ставит
своей целью создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для
развития детей, с учетом возрастных и индивидуально-типологических
особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе
взаимодействуютдиагностико-консультативное,
коррекционно-развивающее и социальное направления. Работа ПМПК основывается на
строгом соблюдении международных и российских законов о защите и развитии детей.
ПМПК руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка,
Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Семейным кодексом РФ,
Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные задачи и
содержание работы:
1. Выявление уровня и особенностей развития
познавательной сферы (речи, памяти, внимания), изучение эмоционально-волевого
и личностного развития ребенка.
2.
Разработка рекомендаций воспитателям и педагогам
для обеспечения дифференцированного подхода к детям.
3.
Разработка и реализация
индивидуально-дифференцированных программ по развитию и оздоровлению детей.
4.
Проведение
здоровьесберегающих мероприятий
5.
Социальная диагностика семьи. Выявление семей
группы риска и работа с ними.
6.Осуществление консультационной помощи родителям
(законным представителям), воспитателям и педагогам дополнительного
образования.
Специально оборудованные учебные кабинеты
С
цельюлогопедического коррекционно-развивающего воздействия в ДОУ
функционируетлогопункт. Деятельность,
которогонаправлена на устранение речевых дефектов у детей
(совершенствование звуковой культуры развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия, формирование грамматического строя речи, обогащение
словарного запаса) а также на предупреждение возможныхтрудностей в
процессе школьного обучения (профилактика
дисграфии,совершенствование познавательных процессови
обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Работа с детьми:
·
осуществление диагностики речевого развития;
·
определение и реализация индивидуального
маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта;
·
индивидуальные и групповые занятия по коррекции
звукопроизношения и развитию психологической базы речи.
Работа
с родителями:
·
консультирование родителей, по всем направлениям
работы (формирование полноценной звуковой стороны речи, практическое усвоение
лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи);
·
участие в родительских собраниях, информирование
родителей о результатах психолого-педагогического обследования детей;
·
практические тренинги по постановке и
автоматизации звуков, по развитию мелкой моторики.
Работа
с воспитателями:
·
анализ работы воспитателя в группе и помощь при
затруднениях, связанных с особенностями речевого развития отдельных детей;
·
участие в педсоветах;
·
разработка рекомендаций по работе с детьми –
логопатами.
·
проведение семинаров-практикумов для
воспитателей
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Музыкально-физкультурный зал – 1; методический кабинет -1, кабинет учителя-логопеда – 1, кабинет педагога-психолога – 1.
Все объекты частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.
В каждой группе детского сада созданы речевые уголки, включающие в себя:
- уголок развития речи - развивающие игры, наборы сюжетных и предметных картинок;
- книжный уголок;
- театральные уголки с различными видами театров.
Учителя-логопеды и педагог-психолог имеют полный комплект программно-методического обеспечения, наглядных пособий для осуществления образовательной деятельности.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В МБДОУ есть музыкально-физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется спортивный инвентарь, необходимый для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, дуги, стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО, как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
печатные- учебники, пособия и др.;
электронные- мультимедийные обучающие комплекты;
аудиовизуальные- слайды, обучающие видеофильмы и т.д.;
наглядные плоскостные- плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;
демонстрационные- муляжи, макеты, стенды и др.;
спортивные- спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В ДОУ создаются условия
доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
·
Разработан паспорт доступности учреждения с учетом
всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
· На центральной входной двери оборудована кнопка вызова с домофоном, с правой стороны крыльца центрального входа расположена кнопка вызова сотрудников для оказания помощи в передвижении посетителей с ОВЗ. Центральная входная группа оснащена пандусом и табличкой со
шрифтом Брайля, где занесены сведения об образовательной организации.
·
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к
играм и игрушкам.
·
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами,
осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель- логопед, медицинский
работник.
·
В ДОО специалистами службы ПМПк обеспечено
психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 20-дневным меню, в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в МБДОУ осуществляется персоналом ДГБ № 8
Медицинский блок состоит из:
·Медицинский кабинет.
·Процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ (нарушение речи):
Кабинет учителя- логопеда содержит:
- ноутбук
- материалы и игры по темам
- зеркало с лампой дополнительного освещения
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
- логопедические альбомы для обследования
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
- настольно-печатные дидактические игры
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
В группах установлены интерактивные доски, имеются ноутбуки, магнитофоны в каждой возрастной группе.Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.