20.11.2020
Дошкольное детство – особый период в
развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие
способности. У младших
дошкольников преобладает непроизвольная память, основанная на эмоциях и
интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем
дошкольном возрасте познавательные процессы приобретают произвольность. Чтобы
процесс запоминания проходил быстрее и легче, память ребёнка надо тренировать.
Надо научить его различным приёмам, помогающим лучше запоминать.
Метод крокирования: кроки – схемы предметов,
животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают
мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач
используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.
Метод крокирования – это рисуночное письмо, условное обозначение
(символ) определённого слова, которое передает смысловую картинку и поэтому
легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. Младшим детям даем картинки, придуманные взрослыми, а
старшим можно и нужно предлагать самим составить схему стихотворения с помощью
картинок, тем самым не только развивая память, но и активизируя мышление детей.
С
помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно
быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без
проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ,
сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром
рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Последовательность
заучивания стихотворения:
1.
Выразительно прочитайте детям разучиваемое стихотворение.
2.
Проведите словарную работу, объяснив значение незнакомых слов, беседу по смыслу
прочитанного.
3. Построчно
зарисуйте стихотворение, привязав каждое слово в стихотворении к зрительному
образу.
4.
Эмоционально, выразительно воспроизведите текст стихотворения по схеме сначала
вместе с детьми, затем дети – самостоятельно.
Пусть малыш попробует
поэкспериментировать с образами, например, что-то изменить в последовательности
образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным,
эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, способствует развитию
не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.
В
течение дня на доступном детям месте оставьте нарисованное разучиваемое детьми
стихотворение, чтобы они имели возможность самостоятельно читать, к концу дня
все дети будут хорошо его знать.
Овладение
приемами работы с кроки сокращает время обучения и развивает основные
психические процессы: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,
зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.
Научив
ребенка самостоятельно создавать рисунки, мы можем облегчить ему обучение в
школе, сокращая время на запоминание большого объема информации, ибо множество
людей не расстаются с «детским» зрительным восприятием текста и на протяжении
всей жизни.
В
заключение предлагаю пример разученного стихотворения с детьми:
Осень.
Осенью идут дожди,
Часто небо хмурится.
Пригодятся сапоги,
Плащ и зонт на улице.
Лист желтеет, опадает
И всю землю покрывает.
Вянут травы, и цветы -
Засыпают до весны.
В стаях в теплые края
Птицы собираются,
И животные в лесу
Кормом запасаются.