СОДЕРЖАНИЕ 1. Основные характеристики общеразвивающей программы МК «Познавайка» 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цели и задачи программы 5 1.3. Методы работы и ожидаемые результаты 6 2. Содержание общеразвивающей программы МК «Познавайка» 2.1. Учебно-тематическое планирование программы 8 2.2. Календарно-тематическое планирование программы 8 2.3. Результат освоения программы 20 3. Список литературы 21 2 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? Данная программа по декоративно – прикладному творчеству широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, художественно-конструкторских предусматривает способностей, развитие у нестандартного детей изобразительных, мышления, творческой индивидуальности. Что же понимается под творческими способностями? Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество. Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия ребенка, т.е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, бросовым материалом, тканью, гофрированной бумагой и др. материалами как природного, так и синтетического происхождения. Работа кружка будет организована с учётом опыта детей и их 3 возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами будет начата с более простых поделок, а постарше – поделки в той же технике, но изделия более сложные. Направленность: предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Возраст обучающихся: программа предназначена для детей 3-7 лет, проявляющих интерес к прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств. Практические занятия составляют основную часть программы. Рекомендуемый минимальный и максимальный состав группы – от 5 до 15 человек. Актуальность программы: Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой бросовым материалом, тканью и т.д.) и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. Срок освоения: программа рассчитана на реализацию в течение 4 лет 1 раз в неделю по 40 минут. Структура занятия: 1. Показ и объяснение руководителя. 2. Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью руководителя. 3. Самостоятельная творческая работа детей. Формы работы: 1. Теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний. 2. Работа с наглядными пособиями и наглядным материалом. 3. Практические занятия по изготовлению поделок. 4 Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, ведение группы в социальной сети – отчёт о проделанной работе с детьми, фото и видео с занятий. 1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы Мастер – классы «Познавайка» Цель программы: формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства. Задачи: Обучающие: освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна; выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат; знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства; совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; приобретение навыков учебно-исследовательской работы. Развивающие: ручному развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественнотруду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям; развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта; развитие мелкой моторики рук; развитие креативного мышления; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры. Воспитательные: воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности; воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости; воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата; развитие коммуникативных способностей; 5 осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних; добиться максимальной самостоятельности детского творчества. 1.3. Методы работы и ожидаемые результаты Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ.); наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация); репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические занятия); частично–поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем; исследовательский – самостоятельная творческая работа детей; эвристический – творческие задания. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание); индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку); коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей. Ожидаемый результат 1. Укрепление физических и психологических сил детей. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. 6 2. Приобретение детьми новых знаний, умений, навыков при изучении программы и изготовлении изделий. 3. Раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня духовности. 4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой. 5. Формирование способности применять теоретические знания на практике. В процессе реализации программы по окончании дети должны: знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок; знать способы крепления материалов; уметь работать с различными видами бумаги; знать основные приемы шитья; планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия; самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий; выполнять объёмные поделки; уметь составлять художественные композиции. У детей должно быть развито: желание самостоятельно что–то создавать, творить; мелкая моторика рук; У детей должно быть воспитано: трудолюбие, аккуратность, умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности; чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный труд. Оценка результатов работы Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ. Поделкисувениры используются в качестве подарков для родителей и т.д. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. 7 2. Содержание общеразвивающей программы Мастер – классы «Познавайка» 2.1. Учебно-тематический план общеразвивающей программы Мастер – классы «Познавайка» № Кол-во часов модуля Направление занятий (теория и практика вместе) 1. Вводное занятие «Давайте познакомимся» 1 2. Работа с природным материалом 8 3. Работа с бумагой и картоном 8 4. Работа с воздушным пластилином 7 5. Работа с тканью и пряжей 6 6. Работа с пластилином 6 ИТОГО: 36 2.2. Календарно-тематическое планирование общеразвивающей программы Мастер- Класс «Познавайка» На 1-й год обучения (младшая группа) 3 – 4 года № п/п Техника и тема занятия 1. Вводное занятие «Давайте познакомимся». ТБ на занятиях. Материалы Программное содержание Колво часов Бумага, цветные карандаши Знакомство с детьми, рассказ о ТБ на занятиях, рисуем автопортрет 1 Месяц сентябрь Работа с природным материалом (8 часов) 2. Работа с природным материалом. Составление простейших сентябрь Засушенные листья, октябрь готовые шаблоны, 8 Учить детей создавать несложные композиции, отрабатывать приёмы наклеивания. 1 клей, геометрических орнаментов из сухих листьев, семян и круп. 3. 4. 5. ножницы, бумага, Аппликация из засушенных листьев и цветов «Букет цветов» камни, семена и крупы, яичная скорлупа, Аппликация из засушенных листьев и камней «Аквариум» акварель, шишки, Работа с семенами и крупами. Аппликация «Цветы» 6. Аппликация из круп и листьев «Гриб» 7. Аппликация из яичной скорлупы «Яблочко» 8. Работа с семенами и пластилином «Ёжик» 9. Миниатюры из шишек и каштанов деревянные палочки, каштаны, пластилин. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительновыразительных средств. Формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус. 1 1 Создание ритмичных рисунков. Формировать точные графические умения, показать зависимость декора от формы семян и круп. Развивать чувство цвета и композиции. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Ознакомление с новыми приемами работы с природным материалом. 1 1 1 1 1 Работа с бумагой и картоном (8 часов) 10. Обрывная аппликация «Чудо-дерево» ноябрь Познакомить детей с отрывной техникой. 1 Продолжать формировать аппликативные умения, воспитывать художественный вкус. 1 12. Аппликация «Бабочка» Отработка навыка работы с ножницами. 1 13. Морской пейзаж из бумаги и картона Формировать точные графические умения. 1 11. Аппликация из бумаги «Цветы в вазе» декабрь Цветная бумага, клей, картон, ножницы. Развитие мелкой моторики рук. 14. Обрывная аппликация 9 1 «Фрукты» 15. Полу-объёмная аппликация «Ромашка» 1 16. Полу-объёмная аппликация «Солнышко лучистое» 1 17. Настенное украшение «Тарелка с орнаментом» 1 Работа с воздушным пластилином (7 часов) 18. Рисование пластилином. «Первоцветы» январь Картон, февраль воздушный пластилин, 19. Объёмная лепка «Фламинго» с использованием цветных салфеток салфетки, стеки, доска для лепки 20. Объёмная лепка «Домашние животные и птицы» Познакомить детей с воздушным пластилином как средством изобразительного искусства. Учить раскатывать маленькие шарики и прикреплять их к основе, располагая на равном расстоянии друг от друга. Развивать моторику рук. 1 1 1 Учить работе со стеками. Формировать навыки создания несложной композиции: подбирать цвета, по-разному располагать в пространстве изображения поделок, дополнять недостающие детали для задуманного сюжета. 21. Объёмная лепка «Дикие животные и птицы» 22. Полу-объемная лепка «Зимнее дерево» Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. 23. Полу-объемная лепка «Снигирь» 24. Лепка объёмных фигур «Я люблю мои игрушки» Воспитывать интерес к ручному труду. 1 1 1 1 Работа с тканью и пряжей (6 часов) 25. Аппликация из ткани «Груша» 26. Аппликация из ткани «Матрёшка» 27. Изготовление домашних март Картон, апрель клей, клеевой пистолет, лоскутки ткани, 10 Научить практическим умениям и навыкам работы по выполнению работ из ткани и пряжи. Развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук. 1 1 1 пряжа, оберегов «Домовёнок» нитки мулине, 28. Изготовление тканевого панно «Лев» ножницы 29. Изготовление 30. Изготовление кисточек из пряжи. Развивать уровень мышления, внимания, художественной памяти, способности к пространственному анализу. Развивать творческий потенциал и стремление работать самостоятельно. 1 1 1 Развивать художественный вкус, чувство меры и такта. Работа с пластилином (6 часов) 31. Лепка плоских фигур «Золотая рыбка» апрель Картон, май пластилин, стеки, 32. Лепка плоских фигур «Фрукты» доска для лепки 33. Лепка объемных цветов «Розочка» Познакомить детей с обычным пластилином. Познакомить и научить приёмам работы с пластилином: скатывание, расплющивание, скручивание. Научить моделировать фигуры из пластилина на основе простых форм. 34. Лепка объемных животных «Лев» Развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук. 35. Лепка объемных животных «Медведь» 36. Изготовление плоской фигуры «Теремок» 1 1 1 1 1 1 Итого: 36 часа На 2-й год обучения (средняя группа) 4-5 лет № п/п 1. Техника и тема занятия Вводное занятие «Давайте познакомимся». ТБ на занятиях. Материалы Программное содержание Месяц сентябрь Бумага, цветные карандаши Знакомство с детьми, рассказ о ТБ на занятиях, рисуем автопортрет Колво часов 1 Работа с природным материалом (8 часов) 2. Аппликация из осенних листьев «Подсолнухи» сентябрь Засушенные Учить детей создавать листья, композиции, отрабатывать приёмы наклеивания. 11 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Работа с природными материалами «Семейство ежей» Аппликация из сухоцветов «Цветочная полянка» октябрь готовые шаблоны, клей, ножницы, бумага, сухоцветы, семена и крупы, Изготовление Поделки «СтаричокЛесовичок» из шишек и палок Аппликация «Осенняя открытка» Работа с отпечатками «Гусеница» Аппликация «Осенняя фантазия» Поделка из природных материалов «Насекомые» акварель, шишки, деревянные палочки, каштаны. 1 Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительновыразительных средств. Формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус. Формировать точные графические умения, показать зависимость декора от формы. Развивать чувство цвета и композиции. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов. Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. 1 1 1 1 1 1 Ознакомление с новыми приемами работы с природным материалом. Работа с бумагой и картоном (8 часов) 10. Аппликация «Волшебные снежинки» 11. «Письмо Деду морозу» изготовление конверта 12. Аппликация «Елочка» 13. Вырезание формы из картона «Новогодние шары» 14. Аппликация «Елочные игрушки» 15. Изготовление снежинок 16. «Новогодний декупаж» 1 часть ноябрь декабрь Цветная бумага, клей, картон, акрил, ножницы. Составление композиции из различных повторяющихся элементов. 1 Формировать умение создавать ритмичные узоры. 1 Воспитывать аккуратность при работе с клеем. 1 Знакомство с новой изобразительной техникой «декупаж». 1 Знакомство с акриловыми красками. 1 Закрепить навык работы с ножницами. 1 1 12 17. «Новогодний декупаж» 2 часть 1 Работа с воздушным пластилином (7 часов) 18. Рисование пластилином. «Подснежник» январь Картон, февраль воздушный пластилин, 19. Объёмная лепка «Снегирь» с использованием цветных салфеток 20. Объёмная лепка «Крендельки» салфетки, Познакомить детей с воздушным пластилином как средством изобразительного искусства. стеки, Развивать моторику рук. доска для лепки Учить работе со стеками. 21. Объёмная лепка «Весёлые зверята» 22. Полу-объемная лепка «Котята» 23. Полу-объемная лепка «Зимний пейзаж» 24. Лепка объёмных фигур «Золотая рыбка» Учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. 1 1 1 1 1 Учить декорировать изделие, создавая единую композицию. 1 Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. 1 Воспитывать интерес к ручному труду. Работа с тканью и пряжей (6 часов) 25. «Пушистики» март Картон, 26. «Сердечко для любимой мамочки» 27. «Кукла» апрель клей, 28. «Закладка» 29. «Цветиксемицветик» 30. Закладка для книги клеевой пистолет, лоскутки ткани, пряжа, нитки мулине, ножницы 13 Научить практическим умениям и навыкам работы по выполнению работ из ткани и пряжи. 1 Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей). Знакомство детей с новой техникой – плетение. Развитие мелкой моторики руки. Синхронизировать работу обеих рук. 1 1 1 1 1 Работа с пластилином (6 часов) 31. Аппликация из пластилина «Витраж» апрель Картон, май пластилин, стеки, 32. Создание картины «Подводный мир» 33. Пластилиновый портрет животного «Пантера» 34. Объемная лепка «Совёнок» 35. Полу-объемная лепка «Мороженое рожок» доска для лепки Обучение приемам промазывание, смешивания разных цветов пластилина для получения необходимого оттенка, плавного перехода от одного цвета к другому. Учить работать с пластилином. 36. Пластилиновая картина «Летний домик» 1 1 1 Познакомить и научить приёмам работы с пластилином: скатывание, расплющивание, скручивание. 1 Научить моделировать фигуры из пластилина на основе простых форм. 1 1 Развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук. Итого: 36 часа На 3-й год обучения (старшая группа) 5-6 лет № п/п 1. Техника и тема занятия Вводное занятие «Давайте познакомимся». ТБ на занятиях. Материалы Программное содержание Колво часов Бумага, цветные карандаши Знакомство с детьми, рассказ о ТБ на занятиях, рисуем автопортрет 1 Месяц сентябрь Работа с природным материалом (8 часов) 2. 3. 4. 5. 6. Аппликация «Ковёр из осенних листьев» Объемное панно «Рябина» Осенний пейзаж «Осень в гости к нам пришла » Полу-объемная аппликация «Лесные звери» Изготовление поделки «Мышиная норка» сентябрь Засушенные Учить детей создавать листья, композиции, отрабатывать октябрь приёмы наклеивания. готовые шаблоны, Вызвать интерес к происходящим в клей, окружающей природе ножницы, изменениям. бумага, Продолжать формировать сухоцветы, представление детей об осени, обогащать семена и словарь, вызвать интерес 14 1 1 1 1 1 7. 8. 9. крупы, Аппликация «Букет маме» Смешенная техника «Перелёт птиц» Картина «Дождливая осень» акварель, шишки, деревянные палочки, каштаны. к созданию красивой осенней композиции, применяя навык обрывной аппликации. 1 Воспитывать аккуратность при работе с клеем. 1 1 Воспитывать любовь к родной природе. Развивать чувство цвета и композиции. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов. Работа с бумагой и картоном (8 часов) 10. «Рукавичка для ноябрь Цветная Продолжать знакомить бумага, Деда Мороза» (по детей с разными декабрь мотивам сказки способами работы с клей, бумагой. «Рукавичка») 11. Создаём картон, Закрепить навык работы с подарочную ножницами. акрил, упаковку «Украшаем коробки ножницы, Формировать умение для подарков» ориентироваться на листе вата. 12. Создание гирлянды бумаги. «Бусы на ёлочке» Вызвать интерес к 13. Объемная созданию игрушек своими аппликация руками. «Волшебный лес» 14. Создаем панно Закрепить навык работы с «Дед Мороз» бумагой и аккуратной 15. Создаём ёлочные работой с клеем. игрушки из картона 16. Аппликация «Птички невелички» 17. Работа в группе «Новогодняя ёлка» Работа с воздушным пластилином (7 часов) 18. Рисование пластилином «Снеговик» 19. Объёмная лепка по форме «Украшаем чашки» 20. Объёмная лепка «Зайчик» январь Картон, февраль воздушный пластилин, салфетки, Познакомить детей с воздушным пластилином как средством изобразительного искусства. стеки, Развивать моторику рук. доска для лепки Учить работе со стеками. 15 Учить детей использовать 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21. Объёмная лепка «Волк» разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. 22. Полу-объемная лепка «Дерево в снегу» Учить декорировать изделие, создавая единую композицию. 23. Полу-объемная лепка «Зима» 24. Лепка объёмных фигур «Мимоза» Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. 1 1 1 1 Воспитывать интерес к ручному труду. Работа с тканью и пряжей (6 часов) 25. Полу-объемная аппликация из ниток «Цветы в вазе» 26. Аппликация из лоскутков ткани «Весёлый кот» 27. Панно «Радуга» март Картон, апрель клей, клеевой пистолет, лоскутки ткани, 28. Украшаем пасхальное яйцо 29. Батик «Шарфик» 1 часть 30. Батик «Шарфик» 2 часть пряжа, нитки мулине, ножницы Научить практическим умениям и навыкам работы по выполнению работ из ткани и пряжи. Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей. Знакомство детей с новой техникой – батик. 1 1 1 1 1 1 Работа с пластилином (6 часов) 31. Аппликация из пластилина «Пластилиновая ворона» 32. Создание картины «Мир сказок» 33. Пластилиновый портрет животного «Лиса» 34. Объемная лепка «Слон» 35. Творческое задание на свободную тему «Юный скульптор» март Картон, май пластилин, стеки, доска для лепки Закрепление приемам промазывание, смешивания разных цветов пластилина для получения необходимого оттенка, плавного перехода от одного цвета к другому. Закрепить навык моделировать и создавать объемные фигуры из пластилина на основе простых форм. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с пластилином. 36. Творческое задание на свободную тему «Юный скульптор» 2 часть Итого: 36 часа 16 1 1 1 1 1 1 На 4-й год обучения (подготовительная группа) 6-7 лет № п/п Техника и тема занятия 1. Вводное занятие «Давайте познакомимся». ТБ на занятиях. Материалы Программное содержание Бумага, цветные карандаши Знакомство с детьми, рассказ о ТБ на занятиях, рисуем автопортрет Месяц сентябрь Колво часов 1 Работа с природным материалом (8 часов) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Аппликация «Осенний букет» Объемное панно «Божья коровка» Осенний пейзаж «Осень в лесу » Полу-объемная аппликация «Белкины запасы» Изготовление поделки «Лесная норка» Аппликация «Подсолнух» Смешенная техника «Утята» Картина «Разноцветный дождик» сентябрь октябрь Засушенные листья, готовые шаблоны, клей, ножницы, бумага, сухоцветы, семена и крупы, акварель, шишки, деревянные палочки, каштаны. Учить детей создавать композиции, отрабатывать приёмы наклеивания. 1 Вызвать интерес к происходящим в окружающей природе изменениям. 1 Продолжать формировать представление детей об осени, обогащать словарь, вызвать интерес к созданию красивой осенней композиции, применяя навык обрывной аппликации. 1 1 1 1 1 1 Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать чувство цвета и композиции. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов. Работа с бумагой и картоном (8 часов) 10. Аппликация «Серый гусь» 11. Создаём ёлочную игрушку «Юла» 12. Создание гирлянды «Вальс снежинок» 13. Объемная аппликация «Дед ноябрь декабрь Цветная бумага, клей, картон, акрил, ножницы, 17 Продолжать знакомить детей с разными способами работы с бумагой. 1 Закрепить навык работы с ножницами. 1 Формировать умение ориентироваться на листе 1 1 14. 15. 16. 17. вата. Мороз» бумаги. Создаем панно Вызвать интерес к «Нарядная созданию игрушек своими ёлочка» руками. Создаем новогодние Закрепить навык работы с открытки близким бумагой и аккуратной Письмо деду работой с клеем. морозу Работа в группе «Благодарность Деду Морозу» Работа с воздушным пластилином (7 часов) 18. Рисование пластилином «Снежинки» январь Картон, февраль воздушный пластилин, 19. Объёмная лепка по форме «Пряничный домик» 20. Объёмная лепка «Ёж» салфетки, Познакомить детей с воздушным пластилином как средством изобразительного искусства. стеки, Развивать моторику рук. доска для лепки Учить работе со стеками. 21. Объёмная лепка «Белка» 22. Полу-объемная лепка «Снежные ягоды» 23. Полу-объемная лепка «Лиса и заяц» 24. Создание объемной открытки «С 23 февраля» Учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учить декорировать изделие, создавая единую композицию. 1 Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. 1 Воспитывать интерес к ручному труду. Работа с тканью и пряжей (6 часов) 25. Полу-объемная аппликация из ниток «Ваза с цветами» 26. Аппликация из лоскутков ткани «Пёс барбос» 27. Панно «Медведь» 28. Украшаем пасхальное яйцо 29. Батик «Платок» 1 часть март Картон, апрель клей, клеевой пистолет, Научить практическим умениям и навыкам работы по выполнению работ из ткани и пряжи. Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в пряжа, соответствии с творческой нитки мулине, задачей. лоскутки ткани, 18 1 1 1 1 1 ножницы 30. Батик «Платок» 2 часть Закрепление знаний по технике батик. 1 Работа с пластилином (6 часов) 31. Рельефная лепка. Сюжетные картинки. «Забавная улитка» 32. Объёмные композиции. Лепка скульптур малых форм. «Игривый пес» 33. Изготовление мелких орнаментальных деталей (цветы, ягоды, листики). 34. Объёмные композиции. Сюжетная лепка сочетание скульптур разных форм. «Цыпленок в гнезде» 35. Плоскостное изображение «Овощи» март Картон, май пластилин, стеки, доска для лепки Закрепление приемам промазывание, смешивания разных цветов пластилина для получения необходимого оттенка, плавного перехода от одного цвета к другому. Закрепить навык моделировать и создавать объемные фигуры из пластилина на основе простых форм. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с пластилином. 1 1 1 1 1 36. Выставка творческих работ воспитанников 1 Итого: 36 часа 2.3. Результаты освоения программы Средняя и младшая группы: 1. Познакомятся с различными материалами и их свойствами. 2. Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем. 3. Научатся некоторым приемам преобразования материалов. 4. Научатся видеть необычное в обычных предметах. 5. Разовьют мелкую моторику рук. Старшая и подготовительная группы: 1. Овладеют различными приемами преобразования материалов. 2. Освоят обобщенные способы работы. 3. Разовьют познавательные, конструктивные способности. 19 4. Разовьют интерес к результату и качеству поделки. 5. Разовьется поисковая-исследовательская деятельность. 6. Освоят умение анализировать поделку. 7. Сформируется положительное отношение к труду (как своему, так и других). 8. Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. 9. Подготовится рука к письму. Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города. 20 Список литературы: 1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001. 2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001. 3. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. 4. Волынкин В.И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 448 с. 5. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005. 6. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000. 7. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003. 8. Калинковская С. Обучение дошкольников шитью мягких игрушек на кружковых занятиях. М.2012 9. Коротеева Е.И. Азбука аппликации. Издательство Олма-Пресс, 2006г 10. Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 2006. 21