1. Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Целью современного образования, которое заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, важным направлением в развитии личности является формирование творческих способностей детей. Особенностью современной ситуации в наше время - время стрессов, резких взлётов и ещё более резких падений в судьбах людей, стала «атмосфера» насыщенная отрицательными, тревожными, раздражающими явлениями (телевидение, пресса, мультфильмы и т.д.). Всё это не может не сказаться на здоровье детей, так как несёт разрушение в психоэмоциональной сфере ребенка, препятствует развитию целостного положительного восприятия мира. Как уберечь его от страшной разрушительной силы? Как помочь ребёнку познать мир, накопить опыт общения, развить творческие способности, накопить мудрость? Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель попытаться решить некоторые из поставленных вопросов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театр имеет большое значение в жизни ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения, развивает творческие способности и воображение. Театральная деятельность помогает эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть. «Говорят, что первые шесть лет ребёнок приобретает треть того опыта, что он приобретёт за всю жизнь. Это не верно: неизмеримо больше!» М. Волошин («Откровение детских игр»). Дополнительная общеразвивающая программа «Мир театра» включает в себя такие разделы: -основы кукловождения; -основы актерского мастерства; -основы кукольного театра; -основы драматизации; -история театра; -кто работает в театре; -правила поведения в театре; -знакомство с разными видами театральных кукол: пальчиковый театр, теневой,настольной деревянной и мягкой игрушки, театр ложек, фланелеграф, куклы «Живой руки». Основные отличия дополнительной общеразвивающей программы «Мир театра» от других программ художественной направленности: 1. Использование национально регионального компонента 2. Определение репертуара в соответствии с временами года 3. Драматизация с элементами кукольного театра 4. Знакомство с историей театра, с театральными профессиями, строением театра, правилами поведения. Таким образом, реализация дополнительной общеразвивающей программы «Мир театра» осуществляется в полном объеме. Актуальность программы: Программа дополнительного образования «Мир театра» разработана в соответствии со следующими документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; - Санитарно – эпидемиологическими требованиями СанПин № 2.4.1. 3049-13. к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Уставом МБДОУ детского сада № 316. Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день. Направленнность общеразвивающей программы «Мир театра» - «художественная» Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы «Мир театра» - 3 года Возраст и категория обучающихся – 4-7 лет (воспитанники средней, старшей и подготовительной группы). Режим занятий: занятия проходят во вторую половину дня, по подгруппам. Количество детей в одной подгруппе – не более десяти человек. Объем общеразвивающей программы «Мир театра» - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 108 часов. Продолжительность каждого возрастного курса образовательной программы: - содержание 1-го курса обучения – 36 часов; - содержание 2-го курса обучения – 36 часов; - содержание 3-го курса обучения – 36 часов. График занятий во всех возрастных группах: 1 раз в неделю – 36 недель в учебном году – 36 часов за 9 месяцев обучения. Время занятий составляет в средней группе 20 минут, в старшей группе 25 минут, в подготовительной к школе группе 30 минут. Форма обучения – групповая. Перечень видов деятельности: 1. Занятия; 2. Игры – занятия; 3. Игры – загадки; 4. Занятия – путешествия; 5. Игры – драматизации; 6. Совместная деятельность воспитателей и детей; 7. Самостоятельная деятельность детей; 8. Игры, упражнения, этюды. Методы и приёмы: 1. Наглядно – слуховой; 2. Наглядно-зрительный; 3. Метод поисковой ситуации; 4. Игровой; 5. Оценочный метод; 6. Метод упражнения с усложнением; 7. Дидактический; 8. Словесный; 9. Метод умелого переключения с одного вида на другой. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мир театра»: беседы, этюды (дикция, жесты, мимика, движения), этюды с куклами, игры – спектакли (с элементами кукольного театра), драматизация. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы «Мир театра» Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи программы: 1. Развивать творческие способности детей средствами театральной деятельности (этюды, игры - драматизации, создание афиш, декораций, элементов костюмов, сочинение сказок, в импровизациях). 2. Расширять знания детей об окружающем мире: история театра, устройство театра, кто работает в театре, какие бывают театры, о разнообразии театральных кукол, декораций (уметь различать и называть их). 3. Развивать речь дошкольника: пополнять и активизировать словарь детей, работа над дикцией, интонационной выразительностью, диалогической и монологической речью. 4. Воспитывать положительное отношение к культуре Севера (сказки, мифы). 5. Развивать гуманные чувства детей: адекватно реагировать, радоваться успехам других, огорчаться в случае неудачи, стремиться прийти на помощь, правильно оценивать свои поступки и поступки других. 1.3. Содержание общеразвивающей программы «Мир театра» 1.3.1. Учебно-тематический план. На 1-й год обучения (средняя группа) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Разделы Вводное занятие Мир театра Основы кукловождения Основы актерского мастерства Основы кукольного театра Основы драматизации Региональный компонент Итоговое занятие Итого: Содержание 1-го курса обучения (36 часов) Теория 1 3 2 1 1 1 1 1 11 Количество часов Практика 1 5 4 4 3 4 3 1 25 Всего 2 8 6 5 4 5 4 2 36 Средняя группа Раздел 1. «Вводное занятие» Знакомство с детьми, игра «Ау, мишка!» Беседа «Где вы были, что вы видели?», (в театре, что понравилось, что запомнили…) Введение поклона в начале и в конце занятия. Подвижная игра «Самолеты загудели»Игра «Радуга настроений» Раздел 2. «Мир театра» 1. История театра. Беседа с показом слайдов- с чего все начиналось, бродячие артисты, кукла- петрушка, театры древности, современные театры, чем похожи и чем различаются. 2. Кто работает в театре. Беседа с показом иллюстраций, фото людей разных профессий, чем занимаются в театре, важность работы. 3.Как устроен театр (зрительный зал, раздевалка, буфет, сцена). Беседа из опыта детей, просмотр презентации «Мир театра». 4.Правила поведения в театре Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт. 5.Афиша, что это? Беседа «Афиша, что это. Для чего нужна афиша». Рассматривание настоящей афиши. 6. Разучивание стихов о театре, разгадывание загадок, кроссвордов 7. Рисование знаков по правилам поведения в театре 8. Игры «Найди свое место», «Радуга настроений» 9. Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического Раздел 3. «Основы кукловождения» 1. Познакомить детей с театральной ширмой, настольным театром деревянной игрушки, с приемами вождения кукол 2. Познакомить с пальчиковым театром, обучить приемам вождения пальчиковых кукол 3. Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Мама гуляет», «Две мышки», «Деди репка», «Встреча лисы с зайцем», «Беседа мышки с лягушкой», «Пляска зверей» 4. Кукольный спектакль «Теремок» (взрослые показывают детям) 5. Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке» 6. Театральная игра «Теремок» с куклами пальчикового театра, «Пальчиковые игры», «Массаж пальцев» Раздел 4. «Основы актерского мастерства» 1. Беседа «Артист. Кто он? Какой он?» 2. Беседа, рассматривание фотографий, просмотр фрагмента сказки «Морозко» художественный фильм 3. Этюды на развитие внимания: «Будь внимателен», «Запомни свое место», «Флажок», «Что изменилось» 4. Этюды на развитие эмоционально-выразительных движений: «Это я! Это мое», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай - Болтай», «Петрушка прыгает» 5.Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умение адекватно выразить свое настроение: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинился» 6. «Расскажи стихи руками Раздел 5. «Основы кукольного театра» 1. Просмотр мультфильма «Репка», беседа по фильму - когда, где, с кем, почему произошло событие. Кто понравился из героев и почему 2. Рассказывание сказки «Как собака себе друга искала» мордовская сказка 3. Рисование «Кем я хочу быть» по сказкам «Репка», «Как собака себе друга искала» 4. Хороводная игра «Репка, репонька - вырастай крепонька…» 5. Танцевальная импровизация героев сказки 6. Разучивание ролей, нахождение выразительных движений, интонационной выразительности героев 7. Показ кукольного театра «Как собака себе друга искала». Раздел 6. «Основы драматизации» 1. Беседа о профессии актера 2. Просмотр фрагмента сказки «Морозко», беседа «Почему можно сказать - хороший актер?» 3. Кукольный спектакль «У Зайчишки Новый год», знакомство со сказкой, показывают взрослые 4. Репетиционный период: разучивание ролей, нахождение образа героя 5. Изготовление пригласительных билетов и афишидля спектакля, изготовлениеэлементов костюмов, декораций с помощью родителей 6. Показ сказки детьми Раздел 7. «Региональный компонент» 1.Беседа «Народы населяющие Север», рассматривание иллюстраций 2.Знакомство с мифами и легендами Северных народов 3. Постановка этюдов на выразительность движений, эмоций 4. Игры народов Севера 5. Просмотр мультфильма «Гора самоцветов», о мудром вороне 8.Итоговое занятие Викторина (что мы знаем, чем можем гордиться) Рисование «Что мне больше всего запомнилось» о Севере 1.3.2. Учебно-тематический план. На 2-й год обучения (старшая группа) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Разделы Вводное занятие Мир театра Основы кукловождения Основы актерского мастерства Основы кукольного театра Основы драматизации Региональный компонент Итоговое занятие Итого: Количество часов Теория Практика 1 1 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5 1 1 1 1 8 28 Всего 2 6 6 6 6 6 2 2 36 Содержание 2-го курса обучения (36 часов) Старшая группа Раздел 1. «Вводное занятие» 1. Знакомство с детьми, игра «Ау, Незнайка?» 2. Беседа «Где вы были, что вы видели?», (в театре, что понравилось, что запомнили…) 3. Введение поклона в начале и в конце занятия 4. Подвижная игра «Жуки и бабочки» 5. Игра «Театр настроений» Раздел 2. «Мир театра» 1. История театра Беседа с показом слайдов - вспомнить с чего все начиналось, бродячие артисты, куклапетрушка, театры древности, современные театры, чем похожи и чем различаются. Какие бывают театры? Где находятся. 2. Кто работает в театре Беседа с показом иллюстраций, рассматривание фотографий людей разных профессий, чем занимаются в театре, важность театральных профессий (звукорежиссер, гример, парикмахер). 3. Как устроен театр Беседа из опыта детей, просмотр фрагмента презентации «Мир театра». 4.Правила поведения в театре Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт. 5.Афиша, что это? Беседа «Афиша, что это. Для чего нужна афиша». Рассматривание настоящей афиши. Содержание афиши. 6.Пригласительные билеты. Для чего нужны пригласительные билеты, содержание пригласительных билетов, кого можем пригласить на спектакли 7.Экскурсия в театр на представление с родителями «Путешествие по театру». Рассмотреть сцену: занавес, кулисы; зрительный зал (сентябрь) 8.Разучивание стихов о театре, разгадывание и придумывание загадок, разгадывание кроссвордов 9.Рисование знаков по правилам поведения в театре 10.Игры «Найди свое место», «Радуга настроений» 11.Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического 12.Изготовление афиш 13.Изготовление пригласительных билетов к спектаклю Раздел 3. «Основы кукловождения» 1.Беседа: «Какие театральные куклы вы знаете? Что общего и чем различаются 2.Познакомить детей с театральной куклами «би- ба-бо», с приемами вождения кукол 3.Познакомить с театром ложек, обучить приемам вождения кукол 4.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «К нам пришла лошадка», «Мыши и кот», «Кот и петушок», «Хоровод», «Карнавал зверей», «Лиса Алиса и кот Базилио», «Встреча зверей», «У медведя во бору», «Я рыжая лисица», «Бегал заяц по болоту», «Большие ноги» 5.Просмотр сказки «На балу у Золушки» (кукольный спектакль - взрослые показывают детям) 6.Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке» 7.Игры: «Найди свое место», «Пальчиковые игры», «Массаж пальцев», игры на внимание «Одень куклу», «Нагрузи машинку» 8.Сочинение сказок с театральными куклами: «Вот однажды …», «День рожденья», «Подарок», «Мамин праздник», «Встреча друзей» Раздел 4. «Основы актерского мастерства» 1. Беседа о профессии артиста «Артист. Кто он? Какой он?», «Чем отличается хороший артист от плохого» 2. Беседа: «Каких известных артистов я знаю», рассматривание фотографий, просмотр фрагмента сказки «Варвара краса, длинная коса» - художественный фильм 3. Упражнения на развитие внимание детей: «Будь внимателен», «Запомни свое место», «Флажок», «Что изменилось», «Не будем скучать» 4. Этюды на развитие эмоционально-выразительных движений и жестов: Вот он какой», «Игра с камешками», «Спать хочется», «Карлсон», «Золушка», «Ох, ох, что за гром?», «Самолеты загудели», «Чешу, чешу волосыньки», «Эй Ванюша посмотри» 5. Этюды на понимание эмоционального состояния человека и воспроизведение отдельных черт характера (работа у зеркала): «Потерялся», «Котята», «Часовой», «Повар», «На улице две курицы», «Скачет галка», «Лисичка - сестричка», «За деревней я гуляла», Ехал пан», «Цок, цок» «Мальчик Петя поздно встал» Раздел 5 «Основы кукольного театра» 1. Просмотр мультфильма «Теремок», беседа по фильму - когда, где, с кем, почему произошло событие. Кто понравился из героев и почему 2. Кукольный спектакль «Как собака себе друга искала» мордовская сказка, показывают взрослые, беседа по содержанию сказки 3. Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Встречи мышки и лягушки», «В гости к петушку», «К нам пришла собачка» 4. Репетиционный период: разучивание ролей, нахождение выразительных движений, интонационной выразительности героев 5. Хороводная игра с куклами «Стоит в поле теремок» 6. Танцевальная импровизация героев сказки 7. Премьера сказки «Как собака себе друга искала» Раздел 6 «Основы драматизации» 1. Беседа о профессии актера 2. Просмотр фрагмента сказки «Дюймовочка», беседа «Почему можно сказать - хороший артист?», «Как стать хорошим артистом» 3. Кукольный спектакль «На балу у Золушки» (ознакомление со сказкой, показывают взрослые детям) 4. Репетиционный период: выбор роли, разучивание ролей, нахождение образа героя, используя выразительные движения и интонацию 5. Изготовление пригласительных билетов 6. Изготовление афиши для спектакля 7. Изготовление элементов костюмов, декораций с помощью родителей Раздел 7 «Региональный компонент» 1. Беседа «Уральские сказы», зачем нужны сказки, кто их сочиняет, какие сказки знают 2. Развлечение для детей «Уральские сказы» 8.Итоговое занятие Игра «Что, где, когда?» (что мы знаем, чем можем гордиться)Рисование «Что мне больше всего запомнилось» 1.3.3. Учебно-тематический план. на 3-й год обучения (подготовительная группа) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Разделы Вводное занятие Мир театра Основы кукловождения Основы актерского мастерства Основы кукольного театра Основы драматизации Региональный компонент Итоговое занятие Итого: Содержание 3-го курса обучения (36 часов) Количество часов Теория Практика 1 1 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5 1 1 1 1 8 28 Всего 2 6 6 6 6 6 2 2 36 Подготовительная группа Раздел 1. «Вводное занятие» Знакомство с детьми, игра «Комплимент», «Подбери слово» Беседа «Где вы были, что вы видели?», (в театре, что понравилось, что запомнили, где находятся театры…) Введение поклона в начале и в конце занятия. Подвижная игра «Семь движений» Игра «Радуга настроений» Раздел 2. «Мир театра» 1. История театра Беседа с показом слайдов - вспомнить с чего все начиналось, бродячие артисты, куклапетрушка, театры древности, современные театры, чем похожи и чем различаются. Какие бывают театры? Где находятся. Известные артисты. 2. Кто работает в театре Беседа с показом иллюстраций, фото людей разных профессий, кто и чем занимаются в театре, важность театральной профессии («по ладошке») 3. Как устроен театр Беседа из опыта детей, просмотр фрагмента презентации «Мир театра». Зрительный зал состоит из: сцены - авансцена, боковые кулисы, задник, оркестровая яма, место для суфлера; места в зрительном зале - партер, бельэтаж, балкон, ложа.. 4. Правила поведения в театре Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт. 5. Беседа «Афиша, что это?» Беседа: Билет: где можно взять, для чего нужен. Пригласительный билет. Для чего нужна афиша, содержание афиши. Рассматривание настоящей афиши. 6. Экскурсия «Путешествие по театру» (рассмотреть и найти: фойе, раздевалку, буфет, фойе - место для отдыха; зрительный зал: партер, бельэтаж, балкон, ложа; сцена: задник, боковые кулисы, оркестровая яма) - (сентябрь) 7. Разучивание стихов о театре, разгадывание загадок, кроссвордов 8.Придумывание и рисование знаков по правилам поведения в театре 9.Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического Раздел 3 «Основы кукловождения» 1. Познакомить детей с театральной ширмой, с театральными куклами «живой руки», куклы «би-ба-бо», с приемами вождения кукол 2. Познакомить с тростевыми театральными куклами, обучить приемам вождения кукол 3.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Веселая зарядка», «Лисичка умывается», «Лиса по лесу ходила», «Лизавета здравствуй», «Пошел котик во лесок», «Неожиданная встреча бабушки и внучки», «Прогулка в лес», «Встреча детей», «Веселый перепляс» 4. Просмотр сказки «Подарок для мамы» (кукольный театр, взрослые показывают детям) 5. Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке» и почему 6. Игры «Пальчиковые игры», «Массаж пальцев», «Радуга настроений», «Заколдованный круг» Раздел 4 «Основы актерского мастерства» 1. Беседа «Артист. Кто он? Какой он?», трудно или легко быть артистом 2. Беседа: «Каких известных артистов я знаю», рассматривание фотографий, просмотр фрагмента сказки «Морозко» - художественный фильм, кто понравился и почему 3.Упражнения на развитие внимания: «Обезьянки», «В музее восковых фигур», «Строители», «Художник», «Запомни позу» 4. Этюды на развитие эмоционально-выразительных жестов, движений: «Это я! Это мое», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай - Болтай», «Петрушка прыгает», «Патока с имбирем», «Я на камушке сижу», «Уж как шла лиса», «Расскажи стихи руками». 5. Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умение адекватно выразить свое настроение: «Удивление», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Пожар», «Гневная гиена», «Сидит, сидит зайка», «Ехала деревня», «Егорушка- Егор», «Белка с ветки в свой домишко», «Заяц, заяц чем ты занят?». Раздел 5. «Основы кукольного театра» 1. Просмотр мультфильма «Гуси - лебеди». Беседа по фильму - когда, где, с кем, почему произошло событие. Кто понравился из героев и почему 2. Упражнения на освоение приемов кукловождения «Встреча зайца и медведя», «Совушка сова», «Встреча друзей» 3. Рисование «Кем я хочу быть в сказке «Подарок для мамы»» 4. Разучивание ролей, нахождение выразительных движений театральных кукол, работа над интонационной выразительностью героев 5. Танцевальная импровизация героев сказки Раздел 6. «Основы драматизации» 1. Беседа о профессии артиста 2. Просмотр фрагмента сказки «Снежная королева», беседа «Почему можно сказать хороший актер?» 3. Выбор роли. Репетиционный период: разучивание ролей к сказкам, нахождение образа персонажа, используя выразительные движения и мимику 4. Изготовление пригласительных билетов и афиши для спектаклей 5.Изготовление элементов костюмов, декораций с помощью родителей 6.Премьера сказок (для родителей, детей садика) Раздел 7 «Региональный компонент» 1. Беседа «Уральские сказы», зачем нужны сказки, кто их сочиняет, какие сказки знают 2. Развлечение для детей «Уральские сказы», миниатюры 8.Итоговое занятие Игра «Поле чудес» (что мы знаем, чем можем гордиться) Рисование «Что мне больше всего запомнилось». 1.4. Результаты освоения программы: К концу учебного года дети должны знать и уметь: Средняя группа: - Историю театра (с чего начинался театр, бродячие артисты) - Кто работает в театре (профессии, что делают). - Из чего состоит театр (зрительный зал, фойе из раздевалки и буфета). – - Правила поведения в театре. - Виды театральных кукол и уметь управлять ими (настольный театр, пальчиковый). -Одну сказку народов Севера. - Создавать образы с помощью мимики, жестов, движений (зверей). - Знать русские народные сказки. Старшая группа: - Историю театра (театры древности и современные театры, их разновидности). - Люди, каких профессий работают в театре (разбор по «ладошке»). - Из чего состоит театр (схема зрительного зала, выставки в фойе). - Правила поведения в театре. - Виды театральных кукол и умение ими управлять (театр «би-ба-бо», театр ложек). - Создать образы с помощью мимики, жестов, движений, выразительность речи,уметь находить выразительные движения для создания образа. - Знать уральские сказы, русские народные сказки, сказки Пушкина, Чуковского. Подготовительная группа: - Историю театра (что сначала, что потом; имена известных русских театральных деятелей артистов). - Разновидности театров (балет, оперы, кукольный театр, детский театр, театр драмы). - Кто работает в театре («по ладошке»). - Из чего состоит театр (фойе, раздевалка, буфет, выставки, место для отдыха; зрительный зал: партер, бельэтаж, балкон, ложа; сцена: задник, боковые кулисы, оркестровая яма). - Правила поведения в театре. - Виды театральных кукол и приёмы управления ими (куклы «живой руки», тростевые куклы, куклы «би-ба-бо»). - Уметь находить выразительные движения, мимику, речь для создания образа персонажа. - Знать сказки разных народов, русские народные сказки, сказки советских и зарубежных сказочников. 1.5. Диагностика театральной деятельности Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в егодеятельности, воспитатель ставит показатель «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко». Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требованийдополнительной образовательной программы. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы. Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования. Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение их деятельности (во время выступления, этюдов, упражнений, импровизаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы. 1. Этюды: 1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки). 2. Жесты (этюды, «расскажи стихи руками»). 3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций). 4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением). 2. Этюды с куклами: 1. Желание играть с куклами. 2. Умение управлять куклой. 3. Умение импровизировать. 3. Игры - спектакли с элементами кукольного театра: 1.Желание участвовать. 2.Умение общаться с партнером. 3. Умение создавать образ персонажа. 4. Драматизация: 1. Желание. 2. Умение общаться с партнером. 3. Умение создать образ персонажа. 5. Региональный компонент: 1. Знать уральские сказы. 2. Желание участвовать в играх. 3.Умение общаться с партнёром. 6. Театр: 1. История. 2. Профессии людей. 3. Правила поведения. 2. Список литературы: 1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» М. АСТ - Астрель 2004 г. 2. Гавришева Л.Б. «Музыка – игра - театр!» С-Пб. Детство - Пресс 2004 г. 3. Горького Л.Г., Обухова Л.А., Петелин А.С. «Праздники и развлечения в детском саду» М. ВАКО 2004 г. 4. Картушина М.Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых» М. Творческий центр 2005 г. 5. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей» М. Творческий центр2004 г. 6. Кошманская И.П. «Театр в детском саду» Ростов н/Д Феникс 2004 г. 10. Поляк Л. «Театр сказок» С-Пб. Детство - пресс 2003 г. 11. Сорокина Н.Ф. «Театр - творчество – дети» М. Аркти 2004 г. 12. Узорова О.В., Е.А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика» М. Арт-Астрель 2005 г. 13. Сухин И.Г. «Весёлые скороговорки» Ярославль. Академия развития 2006 г. 14. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М. Мозаика-синтез 2007 г. Содержание общеразвивающей программы «Мир театра» 1. Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………2 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы «Мир театра»………………………..4 1.3. Содержание общеразвивающей программы «Мир театра»………………………….4 1.3.1. Учебно-тематический план на 1-й год обучения………………………….4 1.3.2. Учебно-тематический план на 2-й год обучения………………………….7 1.3.3. Учебно-тематический план на 3-й год обучения………………………….9 1.4. Результаты освоения программы……………………………………………………...12 1.5. Диагностика театральной деятельности………………………………………………12 2. Список литературы..............................................................................................................14