Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по физическому развитию Ступенька - Вверх

Содержание
1.

Основные характеристики общеразвивающей программы ................................................................ 3
1.1

Пояснительная записка. ................................................................................................................ 3

Актуальность.......................................................................................................................................... 4
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет .............................................................. 5
Возраст детей и срок реализации программы. .................................................................................... 6
Формы организации образовательной области «Степ-аэробика» ...................................................... 7
1.2

Цель и задачи общеразвивающей программы. ............................................................................. 7

1.3

Содержание общеобразовательной программы ......................................................................... 7

Структура занятия .................................................................................................................................. 7
Основные этапы обучения детей степ – аэробики ............................................................................... 8
Перспективное планирование занятий по степ -аэробики .................................................................. 9
Планируемый результат...................................................................................................................... 10
Правила которые необходимо выполнять занимаясь степ – аэробикой: ......................................... 10
2

Организационно-педагогические условия ......................................................................................... 11
2.1

Условия реализации программы ................................................................................................ 11

Материально – технические (пространственные) условия ................................................................ 11
Кадровое обеспечение ....................................................................................................................... 11
Методические материалы .................................................................................................................. 11
2.2

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы ................. 12

Мониторинг усвоения программного материала кружка «Ступенька - Вверх» ................................ 13
3

Список литературы. ............................................................................................................................. 14
Приложение 1...................................................................................................................................... 15
Приложение 2...................................................................................................................................... 18
Приложение 3...................................................................................................................................... 19
Логоритмические упражнения ........................................................................................................... 19
Приложение 4 ......................................................................................................................................... 21
Базовые шаги в степ - аэробике .......................................................................................................... 21
Приложение 5 ......................................................................................................................................... 23
Стретчинг ............................................................................................................................................. 23

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка.
Степ-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений
в большом семействе аэробики. В переводе с английского языка "степ" буквально означает
"шаг". Несколько лет назад степ-аэробика была официально признана самостоятельным видом
спорта, по которому проводятся соревнования.
Степ-аэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем приобретает все
больше и больше последователей. Это уже далеко не новый вид спорта, он известен более
десяти лет, хотя в России о нем, к сожалению, узнали совсем недавно.
Степ в качестве гимнастики или аэробики был изобретен в США известным фитнессинструктором Джиной Миллер. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок
после перенесенной ею травмы колена.
Степ-аэробика уникальна в своем роде. Вам не придется приобретать дорогостоящие
тренажеры. Достаточно самого минимума, который состоит из шаговой скамейки, которую
можно изготовить своими руками. На нашу просьбу откликнулись родители и папы для детей
смастерили индивидуальные деревянные снаряды – степы.
Высота скамейки влияет на интенсивность тренировки. Чем лучше подготовка, тем выше
можно подниматься. Однако, использование высокой скамьи, приведет к слишком большой
нагрузке на коленные суставы и нижний поясничный отдел. Поэтому рекомендуемая высота
ступени - не более 8 см.
Также является решающим моментом постановка ноги. На доске шириной 25 см. и
длиной 40 см. вполне удобно размещаются ноги.
Степ-аэробика уникальна в своем роде. Вам не придется приобретать дорогостоящие
тренажеры. Достаточно самого минимума, который состоит из шаговой скамейки, которую
можно изготовить своими руками. На нашу просьбу откликнулись родители и папы для детей
смастерили индивидуальные деревянные снаряды – степы.
Высота скамейки влияет на интенсивность тренировки. Чем лучше подготовка, тем выше
можно подниматься. Однако, использование высокой скамьи, приведет к слишком большой
нагрузке на коленные суставы и нижний поясничный отдел. Поэтому рекомендуемая высота
ступени - не более 8 см.
Также является решающим моментом постановка ноги. На доске шириной 25 см. и длиной
40 см. вполне удобно размещаются ноги.
Степ-аэробика - это тот вид спорта, в котором есть место выдумке и творчеству.
Сочиняйте свои собственные танцевальные композиции, ведь поклонники степа справедливо
считаются хорошими танцорами. Главное - не переусердствовать. Заниматься не более трех
раз в неделю. Научить детей быть чуткими к ощущениям в ногах. Избегайте некомфортных
для упражнений.
Движения на степе довольно просты, их легко выучить. Базовые шаги образуют множество
комбинаций. Легкие, ритмичные движения под музыку равноценны пробежке. Для
достижения эффекта продолжительность выполнения этих упражнений должна составлять не
менее 20 -30 минут, этого времени вполне хватает для того, чтобы получить необходимую
физическую нагрузку.
Упражнения для степ – аэробики подбираются преимущественно циклического характера
(в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и
дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и
доступные детям.
Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная
часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке.
Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с
небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и
расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Во время занятия степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и
правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
3

Музыка для занятий степ-аэробикой.
Для степ-аэробики кроме наличия шаговой платформы необходима, конечно, и музыка,
что доставляет малышам большое удовольствие.
Степ-аэробика дает возможность совместить развитие внутреннего и внешнего облика
человека. Каким образом? Выбирая для упражнений любимую музыку детей, вы заботитесь о
пище для души, а выполняя под нее физические упражнения, приводите в движение, а,
следовательно, заставляете жить тело.
Музыка должна быть яркой, веселой. Желательно использовать знакомые, наиболее ими
любимые мелодии, потому что даже на подсознательном уровне человек невольно следует
музыкальному ритму. Конечно, можно использовать и современную эстрадную музыку, или
инструментальную. Самое главное, чтобы музыка была ритмичная, жизнерадостная и
эмоциональная.
Для степ-аэробики подходит музыка, включающая три мелодичные фазы из 32 тактов.
Такой ритм предназначен для танцевальной аэробики. Количество тактов в минуту
синхронизировано с ударами сердца. Темп музыки для аэробики не должен быть слишком
быстрым. Так, подготовительные и восстановительные упражнения в начале и в конце занятия
должны выполняться под музыку, количество тактов в минуту в которой не превышает 140.
Во время самой тренировки должна звучать чуть более медленная музыка, чтобы у вас было
время подняться и спуститься с платформы. Каждому этапу занятий степ-аэробикой
соответствует собственный музыкальный ритм. Музыка помогает установить этот ритм и
снять напряжение во время занятия.
Рекомендации к проведению занятий.
Этот новый вид спорта способствует гармоничному развитию и укреплению мышечной
системы, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность
сердечно-сосудистой системы, помогает выработать прекрасную осанку, красивые,
выразительные и точные движения.
Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются гораздо
лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют
себя неуверенно, даже если не всё получается.
Аэробика для детей должна носить ярко выраженный игровой характер. Детские
упражнения должны быть доступными, интересными и приносить радость. Но при этом
нужно помнить, что дети быстро утомляются и не могут долго делать однообразные
движения. Значит, необходимо разнообразить упражнения и положения, постепенно менять
темп их выполнения.
Актуальность.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего
времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям,
ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей,
посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.
Для разработки программы по дополнительному образованию физкультурно –
оздоровительной направленности «Степ - аэробика» послужила заинтересованность родителей
в инновационных внедрений в программу по «Физическому воспитанию» дошкольников.
Данная программа была составлена на основе программ и технологий:
 «Степ-аэробика для дошкольников» И. Кузиной, «Са-Фи-Дансе»: (Танцевально – игровая
гимнастика для детей)
 Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г., «Детский фитнес» Сулим Е.В..
Рабочая программа разработана с учетом методических рекомендаций по физическому
воспитанию дошкольников. - Программа развития и воспитания детей в детском саду «От
рождения до школы» / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др., изд. «МозайкаСинтез», М., 2010г.
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
4

Приказ от 17 октября 2013г. N 1155, -СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010,
регистрационный номер 18267)
Физкультурно – оздоровительное направление является частью всей воспитательнообразовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно,
важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий физической
культуры с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к занятиям
физической культуры и к игре. Для развития физической культуры необходимо создавать
развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость,
удовольствие, от материала в физкультурных уголках. Большое значение имеет удачный
подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное
отношение педагога к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера занятий.
Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых
осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения эффекта
продолжительность выполнения этих упражнений должна составлять не менее 20—30 минут.
Занятия аэробикой доставляют малышам большое удовольствие. Для того чтобы сделать их
еще более интересными и насыщенными придумали индивидуальный снаряд — степ доску.
 Первый плюс — это огромный интерес детей к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий
на протяжении всего учебного года.
 Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются
на уменьшенной площади опоры.
 Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей
выносливости, совершенствование точности движений.
 Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.
Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое
главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет
Возраст 5—7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок
может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть
ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост
ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении
шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см.
Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина
таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на
физическую подготовленность детей.
Позвоночный столб ребенка пяти—семи лет чувствителен к деформирующим
воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций,
связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при
частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый
живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.
В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них — это возраст
шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и
конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети
относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в
выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого
равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и
других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели
сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие
девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
5

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на
занятиях степ-аэробикой он может выполнять упражнения с различной амплитудой
У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и
физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности»
Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы.
Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских
центров Европы.
Степ – платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим
решение обще развивающих и профилактических задач.
Возраст детей и срок реализации программы.
Курс программы «Степ – аэробика» рассчитан на 1 год при проведении занятий по 1 разу
в неделю (общий объём – 34 занятий в год).
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
График учебного времени
Количество занятий
Группы
Количество часов
Продолжительность В неделю/ в год
в неделю/ в год
Группа
общеразвивающей
30 мин
1/34
30 мин./17 ч.
направленности 5-7 лет
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения, что
учитывается при организации образовательного процесса:
 Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне
его ближайшего развития;
 Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики;
 Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, безопасность,
социализация, труд, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка) в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
 Принцип гуманизации в образовательной программе:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
 Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей
движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного,
распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. Это
необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода
развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после
достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.
 Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
 Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной
активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических
функций организма.
Принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и
постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках
одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих
воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения,
увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей
организма).
6

Формы организации образовательной области «Степ-аэробика»
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того,
чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения
оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:

Тематическая

Индивидуальная

Круговая тренировка

Подвижные игры

Логоритмика

Интегрированная деятельность

Показательные выступления

1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель: создание условий, для укрепления здоровья и разностороннего развития личности
дошкольника средствами оздоровительной степ-аэробики
Задачи.
 Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу,
гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию
равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
 Формировать навыки правильной осанки развивать мышечную систему через упражнений
на степ – платформах;
 Формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
 Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
 Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям
физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
 Воспитывать чувство уверенности в себе.

1.3 Содержание общеобразовательной программы
Структура занятия
Время
Содержание
Разминка (подготовительная часть)
5-7 мин.
Обеспечивает разогревание организма, подготовку его к
главной
физической
нагрузке.
Упражнения
выполняются с небольшой амплитудой.
Аэробная часть (основная часть)
15-18
Комбинации из элементов степ-аэробики, новые
мин.
упражнения или комплекс стилизованных танцевальных
движений, в завершение основной части можно
включить подвижную игру.
Заключительная часть
7-10 мин. Упражнения
на
расслабление,
равновесие
и
растягивание, а так же на гибкость - стретчинг,
выполняемых в положении сидя, лёжа, стоя.

Контроль нагрузки
Внешнее проявление,
самооценка
Пульс,
дыхание,
внешние проявления.

Внешние проявления,
самооценка

В занятии выделяются 3 части: вводная, основная, заключительная.
Цель разминки - подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к
предстоящей работе. Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и
скорость метаболических процессов в организме.
Средством решения этой задачи является выполнение низкоамплитудных,
изолированных движений, производимые в медленном темпе, по принципу "сверху вниз":
7

наклоны головы " стороны, вперед, круговые движения в плечевом суставе, движения таза
вперед-назад, подъемы пятки и т.д. Во время разминки должна происходить фиксация:
правильного положения корпуса и постановки ног.
После разминки следует основная аэробная часть, которая состоит из базовых и
простейших основных "шагов" степ - аэробики. Во время аэробного части происходит
разучивание "шагов", связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение
разученных движений - прогон. "Шаги" выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом
на правильную технику. При этом они могут соединяться в простейшие связки или следовать
один за другим по принципу линейной прогрессии. Если аэробная часть разминки достаточно
интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:
 повышается частота сердечных сокращений;
 повышается частота дыхания
 увеличивается систолический и минутный объём крови;
 перераспределяется кровоток: кровь отливает от внутренних органов и приливает к
мышцам;
 усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т.е. повышается
способность мышц потреблять кислород.
 повышаются функциональные возможности организма;
 развиваются координационные способности;
 улучшается эмоциональное состояние занимающихся.
Следующей частью занятия является Stretch (стретч), который призван решить следующие
задачи:
 восстановить длину мышц до исходного состояния;
 умеренно развить гибкость - возможность выполнять движения в суставах с наибольшей
амплитудой (увеличить подвижность суставов и эластичность мышц сверх исходного
состояния);
создать эмоциональную разрядку после физической нагрузки
В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения
на релаксацию. По желанию детей можно провести игру. Это необходимо для создания у
занимающихся ощущения законченности занятия.
Заключительный стретч включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц,
которые у большинства занимающихся растянуты слабо и могут спровоцировать травму при
последующих занятиях.
В отличие от всего занятия, заключительный Stretch создается структурнохореографическим методом и выполняется под выбранное тренером музыкальное
произведение лирического характера.
Stretch начинается из положения, лежа на спине, в котором выполняются статические
растяжки для мышц ног. Каждое положение фиксируется и удерживается в течение 8-10
секунд, выполняются поочередные подтягивания ног руками к корпусу, как прямых, так и
согнутых с фиксацией в конечном положении, разведение ног в стороны и т.д.
Из седа следует продуманный переход в положение, стоя, в котором выполняются
всевозможные статические растягивания в выпадах, наклонах, а также упражнения на
равновесие с опорой на одну ногу.
После занятия следует поблагодарить детей за проделанную работу. Разработанная
методика поможет педагогу строить занятия на основе методов, приемов и принципов,
специфических для оздоровительной аэробики в условиях образовательного учреждения,
выбирать оптимальную нагрузку.
Основные этапы обучения детей степ – аэробики
Обучение степ – аэробики обусловлено формированием двигательных навыков и
проходит на протяжении определенного периода времени. В моей практике я выделяю три
этапа обучения:
8

• Этап ознакомления основных движений степ – аэробики;
• Этап разучивания основных движений;
• Этап совершенствования
Этап ознакомления основных движений степ – аэробики на занятии мною решаются
следующие задачи: создаю у детей представление об основных базовых упражнениях,
заинтересовываю их в сознательном и активном овладении упражнением.
На этапе разучивания я ставлю задачи по формированию двигательного умения и
дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования
умения лежит процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного
действия в целом.
На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение
формирования основного варианта выполнения упражнения, и проявляются некоторые
признаки двигательного навыка.
Перспективное планирование занятий по степ -аэробики
Месяц Задачи

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Мониторинг
2 Развивать умение слышать музыку и двигаться в такт
музыки.
3 Разучивание аэробных шагов.
4 Развивать равновесие, выносливость.
5 Развивать ориентировку в пространстве.
6 Познакомить со степ платформой
7 Разучить комплекс №1 на степ платформах
1 Совершенствовать комплекс №1
2 Учить правильному выполнению степ шагов на
степах.(подьем, спуск; подъм с оттягиванием носка
3 Научить начинать упражнения с различным подходом
к платформе.
4 Развивать мышечную силу ног
5 Развивать умение работать в общем темпе
6 С предметами - мелкими мячами
1 Разучить комплекс №2 на степ - платформах
2 Закреплять разученные упражнения с добавлением
рук.
3 Разучивание новых шагов.
4 Развивать выносливость, равновесие, гибкость.
5 Укреплять дыхательную систему.
6 Развивать уверенность в себе.
1 Совершенствовать комплекс №2 на степ – платформах
2 Закреплять разученные упражнения с различной
вариацией рук.
3 Разучивание шага с подъемом на платформу и
сгибанием ноги вперед, с махом в сторону.
4 Продолжать учить выполнять упражнения в такт
музыке
5 Развивать умения твердо стоять на степе

Методические
приемы
Наблюдение
Тестирование
Показ,
объяснение,
похвала,
поощрение
БЕСЕДА
Показ,
объяснение,
похвала,
поощрение

Показ,
объяснение,
похвала,
поощрение

Показ,
объяснение,
похвала,
поощрение

Часы
1 часа

1час

2 часа

2 часа

2часа

9

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Разучить комплекс №3 на степ – платформах
Показ,
Закреплять ранее изученные шаги.
объяснение,
Разучить новый шаг.
похвала,
2 часа
Развивать выносливость, гибкость.
поощрение
Развитие правильной осанки
Совершенствовать комплекс №3 на степ – платформах Показ,
Продолжать закреплять степ шаги.
объяснение,
Учить реагировать на визуальные контакты
похвала,
2часа
Совершенствовать точность движений
поощрение
Развивать быстроту.
Комплекс№3 с гантелями
Разучить комплекс №4
Показ,
Поддерживать интерес заниматься аэробикой
объяснение,
Совершенствовать разученные шаги.
похвала,
Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу ног. поощрение
2часа
Воспитывать любовь к физкультуре.
Развивать ориентировку в пространстве.
Разучивание связок из нескольких шагов.
Совершенствовать комплекс №4
Показ,
Разучивание прыжков.
объяснение,
Упражнять в сочетании элементов
похвала,
2часа
Закрепление и разучивание связок из 3-4 шагов
поощрение
Продолжать развивать мышечную силу ног.
Повторение комплексов
Показ,
Закреплять разученное
объяснение,
2 ча
Продолжать развивать выносливость, равновесие
похвала,
са
гибкость, быстроту.
поощрение
4 Развивать умение действовать в общем темпе
Планируемый результат
Целенаправленная работа с использованием степ – платформ позволит достичь следующих
результатов:
 Сформировать навык правильной осанки
 Сформировать правильное речевое дыхание.
 Развить двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость,
подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для
тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
 Сформировать умение ритмически согласованно выполнять степ - шаги под музыку.
 Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
 Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям
физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
 Воспитывать чувство уверенности в себе.
Правила которые необходимо выполнять занимаясь степ – аэробикой:
 подъем на платформу осуществлять за счет работы ног, а не спины;
 ступню ставить на платформу полностью;
 спину всегда держать прямо;
 не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше
одной минуты;
 во время занятий ногу ставить на середину ступеньки, на всю ступню;
 пятка не должна свисать;
 заниматься в спортивной обуви типа кроссовок, но без ранта, так как можно зацепиться им
за ступеньку, особенно если устали;
 выполнять упражнения под музыку в среднем темпе;
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
1
2
3

10

2 Организационно-педагогические условия
2.1

Условия реализации программы

Материально – технические (пространственные) условия
• Спортивно-музыкальный зал.
•
Степ–платформы.
• Массажные коврики.
• Коврики индивидуальные.
• Магнитофон, CD и аудио материал (подбор музыки для занятий и отдыха).
• Гантели, мячи, ленты.
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
физкультурного зала.
Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное,
эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.
Для полноценного физического развития детей, по оздоровительной степ-аэробике
созданы определенные условия. Среда наполнена разнообразными пособиями, в том числе
изготовленными своими руками. Всё это повышает интерес детей к занятиям, развивает
жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет организовывать
различные виды образовательных событий в помещении.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии,
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика».
Педагог дошкольного образовательного учреждения, имеющий высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области,
соответствующей профилю программы.
Специалист
Инструктор по
физической
культуре

Данные специалиста
Бутакова П.О. –образование
среднее специальное
(педагогическое), 1
квалификационная категория

Курсы повышения квалификации
Дистанционный курс – «Инновационные
физкультурные технологии в
дошкольном образовании» от
05.09.2022г., ООО «Цент Развития
Компетенций Аттестатика».

Методические материалы
1. Долгорукова О. «Фитнес-аэробика // Обруч 2005 №
2. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008г.
3. Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» // Обруч 2005г.
4. Сергиенко Н.Н. «Школа здорового человека» программа для ДОУ //Москва 2006г.
5. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал
«Инструктор по физкультуре» № 4. 2009г.
6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. – М., 2012г.
7. «Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/01/11
8. Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.

11

2.2

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
Программы

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения
ребенком дополнительной образовательной программы и влияние образовательного процесса,
организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Цель мониторинга: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и
итоговых результатов освоения программы для изучения оценки динамики развития
физических качеств детей.
• Способы фиксации данных обследования:
• Протоколы наблюдений.
• Данные тестирования.
• Способы обработки результатов:
• Обобщение результатов в таблицы.
• Качественный анализ данных обследования.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и апрель). В
проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная
задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком
образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в
дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли
обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:

Мониторинг образовательного процесса;

Мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание
результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития
проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень
продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за
активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ
продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые
педагогом.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств)
осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским
работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные
особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный
маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской
личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка,
состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных,
коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с
использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых
методов
Диагностические тесты подобираются с учётом :

развития основных физических качеств – гибкости, быстроты, координационных
способностей;
способности детей к использованию уже известного объёма двигательных умений и навыков в
повседневной жизни и самостоятельной деятельности.

12

Мониторинг усвоения программного материала кружка «Ступенька - Вверх»
Критерии: • Владение доской; • Строевые упражнения; • Игроритмика; • Танцевальные шаги
К концу года должны знать и уметь: • Основные элементы упражнений в степ-аэробике: • Базовый шаг (Basic Step) –
• Шаг ноги врозь, ноги вместе (V-step) –
• Приставной шаг (tap up, tap down) –
• Шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед (lift). –
• Касание платформы носком свободной ноги (step tap). –
• Шаги – ноги вместе, ноги врозь (Straddle up). –
• Шаг с поворотом (turn step) –
• Шаги в диагональном направлении, из угла в угол платформы –
• Шаги через платформу в продольном направлении (across) –
• Выпады (lunges) –
• Шаги углом (L-step)
№ Ф.И. ребенка

Владени
е доской

Строев
ые
упражне
ния

Игрорит
мика

Танцева
льные
шаги

Гибкост
ь

Статиче
ское
равнове
сие

Уровень
усвоени
я
програм
мы

1
2
3
4
5

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

К

К

К

К

К

К

К

Эффективность усвоения программы оценивается по уровню сформированности умений
выполнять основные элементы (базовые шаги): Выполнение каждого основного элемента
оценивается в трехбалльной системе:
1 балл - выполнение движений по показу, движения не четкие, не уверенные, скованные;
2 балла – выполнение движений по показу, объяснению, движения более уверенные, не
скованные;
3 балла – выполнение движений самостоятельно, по объяснению, движения четкие,
уверенные. В результате подсчета среднего балла ребенок выходит на освоение программы на
определенном уровне:
Высокий. Ребенок знает и выполняет все базовые шаги самостоятельно, с интересом, четко и
уверенно.
Средний. Ребенок знает и выполняет базовые движения, но требуется некоторая помощь
взрослого, движения не уверенные, скованные, требуют тренировки.
Низкий. Ребенок плохо ориентируется в базовых шагах, выполняет основные элементы только
по показу взрослого, движения неуверенные, скованные.

13

3 Список литературы.
Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. 1998. №5
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н. А. Ноткина. Примерная образовательная программа
дошкольного образования «Детство» / СПб.: Детство - Пресс, 2014.
3
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н. А. Ноткина. Программа развития и воспитания детей в
детском саду «Детство» / СПб.: Детство - Пресс, 2005
4
Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.: Владос,1999
5
Е. В. Сулим. М.: Занятия по физической культуре в детском саду: «Игровой стретчинг»
ТЦ Сфера, 2012. – 112 с. – (Растим детей здоровыми).
6
Е.В. Сулим. М Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет..:ТЦ Сфера,
2015. – 224 с.
7
Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Павлова
М.А, Лысогорская М.В. Волгоград 2009
8
Картушина М.Ю Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004
9
Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода». // Обруч 2005г.
10
Лисицкая Татьяна Газета «Спорт и школа» №13/2009
11
Погадаев Г.И., “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и
спорт, 2000-496с.
12
Рунова
М.А.
«Двигательная
активность
ребенка
в
детском
саду»,
издательство МОЗАИКА - Синтез, Москва 2000 г.
Справочники
13
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №7 2009
14
Лечебно профилактический танец «Фитнес - данс» . СПб.: Детство - Пресс, 2007
Журналы
15 «Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/01/11
16
Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.
17
Журнал «Обруч», №1 2005 год.
18
Журнал «Обруч», №5 2007 год.
19 Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал
«Инструктор по физкультуре» № 4. 2009г.
20
Приложение к журналу «Дошкольная педагогика», январь, февраль / 2005
21 Степ-аэробика для дошкольников. Кузина И. // Дошкольное образование, 2008г.
22 Степ-аэробика для часто болеющих детей. Щербакова С.Н. /научно-практический
журнал «Инструктор по физкультуре» № 3. 2014г.
1

2

14

Приложение 1
Комплекс №1
На полу в шахматном порядке разложены степы.
Подготовительная часть.
Логоритмическое упражнение
1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно
настроиться).Разновидности ходьбы
2. Ходьба на степе.
3. Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками.
4. Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа.
5. Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз.
Основная часть.
1. Ходьба на степе, руками рисуя поочерёдно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки.
2. Шаг на степ – со степа, кистями рук рисуя маленькие круги поочерёдно вдоль туловища. (1 и 2 повторить 3
раза).
3. Приставной шаг на степе вправо – влево, прямые руки, поднимая одновременно вперёд – вниз.
4. Приставной шаг на степе вправо – влево с полуприседанием (шаг – присесть); кисти рук, согнутые в локтях,
- к плечам, вниз.
5. Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и
за спиной.
6. Шаг на степе – со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной. (3, 4, 5 и 6 раз повторить 3
раза).
7. Бег на месте на полу.
8. Лёгкий бег на степе.
9. Бег вокруг степа.
10. Бег врассыпную.
11. Обычная ходьба на степе.
12. Ходьба на носках вокруг степа, поочерёдно поднимая плечи.
13. Шаг в сторону со степа – на степ.
14. Ходьба на пятках вокруг степа, одновременно поднимая и опуская плечи.
15. Ходьба в сторону со степа на степ.
16. «Крест». Шаг со степа - вперёд; со степа – назад; со степа – вправо; со степа – влево; руки на поясе.
17. То же, выполняя танцевальные движения руками.
18. Упражнение на дыхание.
19. Обычная ходьба на степе.
20. Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам.
21. Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе.
22. Ходьба врассыпную с хлопками над головой.
23. Шаг на степ со степа.
24. Перестроение по кругу. Ходьба на степе в кругу.
25. Мах прямой ногой вверх – вперёд (по 8 раз).
26. Ходьба змейкой вокруг степов (2-3 раза).
27. Мах прямой ногой вверх – вперёд, руки на поясе (по 8 раз).
28. Бег змейкой вокруг степов.
29. Подвижная игра «Цирковые лошадки».
Круг из степов – это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на
учении»), затее по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затее на ходьбу и по остановке
музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2-3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза.
Дети убирают степы в определённое место и садятся на ковёр по кругу.
30. Упражнения на расслабление и дыхание.
Комплекс №2.
Степы расположены в хаотичном порядке.
Подготовительная часть.
Логоритмическое упражнение
1.
Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к
плечам, кисти сжать в кулаки.
2.
Шаг на степ – со степа, бодро работая руками.
3.
Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперёд – назад с хлопками спереди и сзади.
4.
Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону).
5.
«Крест». (Повторить 2 раза).
Основная часть.
1.
Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые перед собой руки, хлопнуть одновременно левой
кистью по правому плечу, а правой – о левому плечу.
2.
Шаг со степа в сторону, чередуется с приседанием, поднимая руки вперёд.

15

3.
Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой.
4.
Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи.
5.
Ходьба врассыпную переменным шагом, выполняя руками танцевальные движения. (Повторить 2 раза).
6.
Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево.
7.
И.п. – то же. Взмахнув руками вперёд, быстро встать, вернуться в и.п.
8.
Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в и.п.
9.
Ходьба на степе, бодро работая руками.
10.
Ритмические приседания и выпрямления на степе, руки в свободном движении.
11.
Кружение на степе, руки в стороны, в одну и другую сторону.
12.
Повторить №10.
13.
Кружение с закрытыми глазами.
14.
Шаг на степ – со степа.
15.
Бег врассыпную с выполнением заданий для рук.
16.
Повторить №1.
17.
Лёгкий бег на степе чередуется с ходьбой 2 раза.
18.
Прыжки, стоя боком на степе, руки на поясе; ноги врозь на пол, ноги вместе, вернуться в и.п.
19.
Шаг на степ – со степа.
20.
Повторить №18 в другую сторону.
21.
Ходьба на степе.
22.
Дыхательные упражнения
23.
Подвижная игра «Физкульт – ура!»
Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны площадки. На
одной стороне на один степ меньше. Сами становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это
линия старта. На противоположной стороне – финиш. Ребята говорят:
«Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим,
Спорт – помощник!
Спорт – здоровье!
Спорт – игра!
Физкульт – ура!»
С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те,
кто в числе первых занял степ. (Игру повторить 3 раза).
Комплекс №3
Степ – доски расположены в три ряда.
Подготовительная часть. (1-й музыкальный отрезок)
Логоритмическое упражнение
1.
Наклон головы вправо – влево.
2.
Поднимание плеч вверх – вниз.
3.
Ходьба обычная на месте на степе.
4.
Приставной шаг вперёд со степа на пол и обратно на степ.
5.
Приставной шаг назад.
6.
Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п.
7.
Приставной шаг вперёд – назад; вправо – влево.
8.
Ногу назад; за степ – доску – руки вверх, вернуться в и.п.
9.
Выпад ногой вперёд, руки в стороны.
Основная часть (2-й музыкальный отрезок).
1.
Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в сторону, левую руку в сторону.
Вернуться в и.п.
2.
Правую (левую) ногу вперёд перед степом поставить на носок, правую (левую) руку резко вытянуть
вперёд. Вернуться в и.п.
3.
То же вправо – влево от степ – доски. Назад от степ – доски.
4.
Правую (левую) ногу поставить резко вперёд; вправо (влево); назад и вернуться в и.п.
5.
Полукруг. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степ – доски; вернуться в и.п.
6.
Приставной шаг на степ – доске с полуприседанием (упражнение повторить 2 раза).
7.
Поворот вправо (влево), ногу назад за степ – доску, руки в стороны; вернуться в и.п.
8.
Стоя на полу перед степ – доской, поставить правую (левую0 ногу на степ, руки резко вверх; вернуться в
и.п.
9.
И.п. то же. Выпад правой (левой) ногой на степ, ладони на колено; вернуться в и.п. (упражнения
повторить 2 раза).
10.
Выпады ногой вправо; влево; назад, стоя на степ – доске.
11.
«Покачивания».
12.
Беговые упражнения.
13.
Полуприседания с круговыми движениями руками.
14.
Беговые упражнения.

16

15.
Прыжковые упражнения.
16.
Кружение на степ – доске в правую и левую стороны вокруг себя, руки в стороны.
17.
Прыжковые упражнения.
18.
Ходьба вокруг степ – доски на полусогнутых ногах, руки на поясе.
19.
Ногу вперёд, за степ – доску, руки резко в стороны; вернуться в и.п.
20.
Ходьба обычная на месте.
21.
Шаг вперёд; шаг назад; ноги ставить широко.
22.
Перестроение со степами в круг. Ходьба на степах на месте.
23.
Взявшись за руки, приставной шаг вправо по кругу.
24.
И.п. то же; четыре ага вперёд – назад.
25.
Упражнение на восстановление дыхания.
Комплекс №4 (с мячами малого диаметра)
Вводная часть.
Упражнения у стены для формирования правильной осанки (3-4 упр.) Ходьба в колонне в чередовании с бегом;
ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы; бег змейкой между степ – досками и перепрыгиванием
(перешагиванием) через них; ходьба по коррекционным дорожкам (во время ходьбы дети берут правой рукой мяч
малого диаметра); перестроение в три звена к степ – доскам (заранее разложенным); ходьба на месте: поворот к
степ – доскам.
Логоритмическое упражнение
Основная часть.
1.
И.п.: стоя на степе, мяч в правой руке. Шаг со степа вперёд, мяч переложить над головой в другую руку;
вернуться в и.п.
2.
И.п.: то же. Шаг со степа назад, мяч переложить над головой в другую руку; вернуться в и.п.
3.
И.п.: то же. Шаг вперёд, шаг назад, мяч перекладывать над головой из руки в руку.
4.
И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вывести вперёд на носок перед степом,
одновременно вынести вперёд правую (левую) руку с мячом; вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.
5.
И.п.: о.с. выполняется то же движение вправо (влево) от степа.
6.
И.п.: о.с. То же назад от степа.
7.
И.п.: о.с. на степе, руки в стороны, мяч в правой руке. Выпад вправо (влево) от степа, три покачивания,
вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.
8.
И.п.: о.с. на степе, руки вперёд, мяч в правой руке. Поворот направо (налево), поднимаясь на носки и
отводя правую (левую) руку с мячом назад. Вернуться в и.п., мяч переложить в другую руку.
9.
И.п.: то же. Тот же поворот вправо (влево), но ногу ставить на степ – доску поочерёдно. Поворот направо
– правую ногу, поворот налево – левую ногу.
10.
И.п.: о.с. на степе. Выпад правой (левой) ногой вперёд за степ – доску, руки вперёд, мяч переложить;
вернуться в и.п.
11.
И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Правую (левую) ногу вынести назад за степ и поставить на носок;
руки поднять вверх, мяч переложить, вернуться в и.п.
12.
И.п.: о.с. перед степом, мяч в правой руке. Шаг на степ, мяч переложить над головой; вернуться в и.п.
13.
Бег на месте, на степ доске.
14.
И.п.: о.с. на степе, руки вверху над головой, мяч зажат между ладонями. Кружиться на носках вокруг
себя, одновременно ладонями «растирать» мяч.
15.
Бег вокруг степ – доски в правую и левую сторону.
16.
Повторить упр. №14
17.
И.п.: о.с. на степе. Бросание мяча вверх и ловля его после хлопка.
18.
То же, сидя на степ – доске, ноги в стороны.
19.
И.п.: о.с. на степе, мяч в правой руке. Перебрасывать мяч из рук в руку, переминаясь с ноги на ногу.
20.
И.п.: о.с. на степ – доске, мяч в правой руке. Прыжком – ноги врозь, за степ в разные стороны; мяч
переложить в другую руку; прыжком вернуться в и.п.
21.
Ходьба на степе, «растирая» мяч в ладонях.
И.п.: правая нога – на степе, левая на полу слева от степа, руки в стороны,
мяч в левой руке.
Прыжком сменить положение ног, переложить в другую руку.
22. Повторить №20
23. Ходьба на месте, на степ – доске.
24. Перестроение в колонну по одному, мяч положить на место.
25. Перестроение в три звена к степ доскам. Взять степы.
26. Перестроение в круг. Положить степ – доски по кругу.
27. Ходьба на месте на степ – доске.
28. Шаг назад – вперёд.
29. Приставной шаг вправо по кругу, до возвращения на место.
Заключительная часть.
Музыка для релаксации.
Игра – медитация «У озера». Круг из степов – озеро. Дети в нём «плещутся», «охлаждаются», «брызгаются»,
опускают ноги и отдыхают

17

Приложение 2
Упражнения на развитие осанки.
Различные виды ходьбы (с носка, на носках, с поворотом кругом, острым перекатным, пружинным шагом) и бега
в чередовании с остановками на носках; прыжки толчком двумя с поворотом на 180-360град.
Упр. «Черепаха»
Установка: Сидим на стуле, нас привязали к спинке стула.
И.П. сидя на коврике, ноги вытянуты вперёд, носки вытянуты, руки лежат на коврике по сторонам, спина прямая,
плечи расправлены. На 4 счёта плечи собираются вперёд, голова опускается в низ, но спина не наклоняется
(черепаха влезла в свой панцирь), на следующие 4 счёта возвращаемся в исходное положение; упражнение
«коробочка». Упражнение «кошка», «лодочка», «мячик»: с начало подъём верхний части туловища, затем
нижней части и одновременно.
Упражнения на развития гибкости.
Наклоны вперёд, назад, в сторону(вправо, влево) с максимальным напряжении(из различных положений – сидя,
стоя, без опоры и с опоры). Наклоном назад мост на обеих ногах и на одной ноге. Шпагат, шпагат с различным
наклонами вперёд, назад, в сторону с различными движениями руками. Движение ногами (махи) в различных
направлениях и с максимальной амплитудой; медленными движения ногами с фиксацией конечного положения в
течение нескольких секунд. Сед с глубоким наклоном, голова опущена ( держать 20-40 с.), Упражнения на
развитие подвижности стопы: И.П. сидя на полу, спина прямая, ноги вытянуты вперёд, 6 поз. На раз – вытянуть
носки, пятки прижаты к полу, стремимся пальцами коснуться пола, на два носки на себя (поочерёдно,
одновременно, по кругу).
Выполнение упражнений в парах: «лягушка», «бабочка», «складочка», упр. для растяжки мышц ног: И.П. дети в
паре сидят друг напротив друга, ноги 1партнёра упираются в щиколотку второго, руки сцеплены. На раз – два
первый медленно ложится назад, упираясь в ноги партнёра, на следующие 4 счёта фиксируют положение, на
следующие 2 счёта возвращаются в исходное положение.
Упражнения для туловища, шеи, спины.
Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад; поворот головы вправо, влево, одновременно с поворотом наклон
головы вверх и вниз. Наклоны туловища вперёд, назад, в сторону(вправо, влево) с максимальным напряжении(из
различных положений – сидя, стоя, без опоры и с опоры), движения по кругу, скручивание вправо, влево,
смещение туловища вправо, влево, прогиб вперёд, назад. Упражнения на пресс в различных положениях.
Упражнение «кошка», «лодочка»: с начало подъём верхний части туловища, затем нижней части и
одновременно.
Упражнения для ног.
Сгибание и разгибание стоп и круговые движения стопой. Полуприсяды и присяды в быстром и медленном
темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой ноги вперёд или в сторону ) с опорой и без
опоры. Выпады вперёд, назад, в сторону. Пружинистые полуприседания в выпадами сочетании с поворотом
кругом. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, прыжки через
гимнастическую скамейку( сериями, слитно, толчком обеими ногами или одной. Махи ногами с опорой руками о
гимнастическую стенку и без опоры руками. Движения ногой в горизонтальной плоскости (из и.п. стойка на
одной, другая вперёд-книзу) в сторону, назад, в сторону вперёд, (в различном темпе с увеличением амплитуды до
90 град. и более). Поднимание ног в различных положениях: стоя, сидя, лёжа, в висах, упорах. Удерживание ног
в различных положениях(вперёд, в сторону, назад). Встряхивание расслабленными ногами. Различные сочетания
движений ногами с движениями туловищем, руками(на месте и в движении).
Различные прыжки со скакалкой с постепенным увеличением продолжительности и скорости прыжков; прыжки
со скакалкой с постепенным сокращением времени на заданное количество прыжков(20 прыжков за 8сек.).
Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, использование скакалки и др. предметы. Пружинный шаг(1015с.), пружинный бег(20-45с.) Приседания с отягощениями, с партнёром, поднимание на носки(в подходе не
более 5 раз, 3-4 подхода, темп быстрый, отдых 1 мин.) Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах(
высоту прыжка постепенно увеличивать). Прыжки в высоту с места толчком ногами с разбега с доставанием
предмета. Прыжки с предметами в руках. Прыжки из глубокого приседа.
Строевые упражнения.
Понятия: «строй», «шеренга», «колонна», «ряд», «направляющий», «замыкающий», «интервал», «дистанция».
Предварительная и исполнительная команды. Повороты направо, налево, кругом, пол-оборота расчёт.
Построение в одну шеренгу и перестроение в две шеренги; построение в колонну по одному и перестроение в
колонну по два. Движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте и в движении. С движения
вперёд и обозначение шага на месте. Остановка. Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег.
Повороты в движении(налево, направо). Перемена направления, захождение плечом. Граница площадки, углы,
середина, центр. Движение в обход. Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой.
Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. Размыкание шагами
(приставные, шаги галопа), прыжками.
Упражнения для рук.
Поднимание и опускание рук вперёд, вверх, назад, в стороны; движение прямыми и согнутыми руками в
различном темпе; круги руками в лицевой, боковой, горизонтальной плоскостях(одновременные, поочерёдные,
последовательные); сгибание и выпрямление рук из различных положений, в разном темпе, с различными
отягощениями, Упражнения с гантелями.

18

Приложение 3

Логоритмические упражнения
Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)
Ветерок всё тише-тише,
(плавно опустить руки)
Деревцо всё выше-выше.
(поднять руки и тянуться вверх)
Физкульт-привет
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)
Бабочка
Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)
Солнце утром лишь проснется Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки)
Водичка
Водичка, водичка,
(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)
Умой мое личико.
(ладошками имитировать умывание)
Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по-очереди)
Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)
Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)
И кусался зубок.
(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)
Кулачок
Как сожму я кулачок,
(сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок.
(поставить кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку,
(распрямить кисть)
Положу на ножку.
(положить руку на колено ладонью вверх)
тук-тук
- Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)

19

- Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)
- Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)
Зайчики
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке.
(разводить руками перед собой, описывая окружность)
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке.
(сложить руки над головой в форме домика)
Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки.
(имитировать мытье рук)
Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Одевали тапочки.
(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)
Снег
Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)

20

Приложение 4
Базовые шаги в степ - аэробике
Упражнение 1. Степ-тач
Приставной шаг, выполняемый на полу без степ-платформы. Легко сгибая ноги в коленях, выполняются
пружинистые шаги из стороны в сторону, приставляя одну ногу к другой. Увеличьте темп шага в два раза. Затем
снова снизьте темп и начните выполнять приставные шаги, не отрывая ног от пола - скользя по нему. Руки
должны активно работать - они опущены вдоль тела, а при каждом шаге выпрямляем их перед собой.
Упражнение выполняется в течение трех-пяти минут.
Упражнение 2
Шаги "захлест" выполняются также без степа. В основе или пружинистые или скользящие шаги на ваш вкус или
их чередование. Делается два приставных шага, а на третий пятку подтягивайте к ягодице.
Упражнение 3
Похоже на предыдущее, только за двумя приставными шагами следует приведение колена к грудной клетке.
Приставные шаги могут быть пружинистыми, а могут быть скользящими. Это зависит либо от личных
предпочтений, либо от выбора музыки. Чем четче ритм, тем более пружинистыми могут быть шаги. Это
упражнение также готовит мышцы бедер к дальнейшему выполнению высоких нагрузок.
Упражнение 4
В основе упражнения лежит простой шаг. Выполняем два шага (по одному каждой ногой), делаем большой шаг в
сторону, в этой позиции выполняется четыре основных шага, и снова боковой шаг другой ногой. В течении
упражнения желательно увеличивать темп упражнения, причем шаг в сторону менять на прыжок вправо или
влево. При некоторой тренированности время выполнения упражнения увеличивайте с пяти до десяти минут.
Благодаря этому упражнению тренируется ловкость, координация движений.
Упражнение 5. Бейсик степ
Это основной шаг на степ-платформе, имитация ходьбы по лестнице. Делаем шаг на платформу правой ногой,
приставляем к ней левую, затем спускаемся со степа, вначале правой, а затем левой ногой. Через 3-5 минуты ногу
можно сменить. Необходимо добиться максимальной естественности, выполняя основной шаг, корпус не стоит
наклонять назад, а колени выгибать. Упражнение желательно делать в максимально возможном темпе.
Вариация Бейсик-степа, в котором задействованы руки. В исходном положении руки на поясе. Шаг левой ногой
на степ, левая рука поднимается к левому плечу, во время шага правой ногой, к правому плечу поднимается
правая рука. Спускаясь со скамейке, поочередно отпускаем руки на талию, вначале с левой ногой спускаем
левую руку, а с правой - правую. Положение рук можно разнообразить. После того, как упражнение будет
выполняться с легкостью, для усиления его можно взять в руки гантели.
Упражнение 6. Степ-ап
С помощью этого упражнения можно отдыхать, когда вы устанете, оно не является слишком интенсивным,
поэтому его можно вставлять в качестве очередной связки после очередной активной порции движений.
Сделайте шаг правой ногой, приставьте к ней на носок левую ногу, и сразу же верните ее на пол, вслед за ней
спустите правую ногу. Выполнив упражнение в течение 3-5 минут, смените ногу. Во время движений следите,
чтобы пятка не свисала со степа, а таз не перекашивался.
Упражнение 7. Шаг-колено
Делаем шаг правой ногой на степ, левую, сгибая в колене, необходимо подтянуть к животу. Корпус можно
подать чуть вперед, нога должна быть направлен прямо, колено не стоит выворачивать наружу. Меняем ногу.
Упражнение 8. Шаг-бэк
Правой ногой делаем шаг на степ, а левую ногу отводим кзади, используя напряжение ягодичной мышцы. Затем
начинаем движения с другой ноги. Благодаря этому упражнению укрепляются ягодичные мышцы и задняя
поверхность бедер.
Упражнение 9. Шаг-кик
Правой ногой делаем шаг на степ, левую выбрасываем перед собой, как будто выполняем удар. После цикла
упражнений необходимо сменить ногу.
Упражнение 10. Шаг-кёл
Шагаем на степ правой ногой, а левую сгибаем в коленном суставе, пятку подтягивая к ягодице. Движения
должны быть довольно энергичными, без пауз, замираний. Следующий цикл движений делаем с другой ноги.
Упражнение 11. Бейсик-овер
Делаем шаг на платформу с правой ноги, приставляем к ней левую, после этого спускаемся со степ-платформы с
другой стороны, поворачиваемся снова лицом к платформе. Повторите упражнение, вернувшись в исходное
положение. Спускаться со степа можно с помощью небольшого прыжка. Упражнение делается не меньше
четырех минут или выполняется 8-10 повторений.
Эти переходы можно выполнять из разного исходного положения - по диагонали, со стороны узкой стороны, со
стороны широкой, можно комбинировать их. Во время перехода можно использовать шаг через степ или одной
ногой или двумя, используйте разнообразные движения руками.
Упражнение 12. Ви-степ
Делаем шаг правой ногой в верхний правый угол, а левой - в верхний левый угол, после чего возвращаем вначале
правую ногу, затем левую в исходное положение. Движения ногами напоминают букву V. Через несколько минут
выполнения упражнений, повторите его с другой ноги.
Упражнение 13. Мамбо

21

Наступаем на степ-платформу правой ногой, приставляем к ней левую - делаем точку, и сразу спускаем ее на пол,
приставляем к ней правую (делаем точку), и снова шагаем правой ногой на степ и т.д. Поменяем ногу.
Упражнение 14.
Необходимо встать лицом к скамейке, руки на поясе. После этого сделайте два шага в сторону платформы, после
чего шаг на степ, соскочите со степа с другой стороны. Повернитесь к платформе лицом, повторите с другой
стороны. Темп упражнения для начала не должен быть высоким, постепенно наращивайте его. Для усложнения
упражнения подключайте повороты корпуса, то в одну сторону, то в другую. Также к упражнению можно
добавлять чередование хлопков перед собой и над головой. Упражнение укрепляет икроножные мышцы, бедра.
Упражнение 15
Встаньте лицом к степу на расстоянии двух-трех шагов, руки опущены, несколько согнув в локтевых суставах.
Сделайте два шага к степ-платформе, два шага назад, снова шаг вперед и постарайтесь запрыгнуть на степ двумя
ногами. Если степ находится далеко, можно перед прыжком сделать два шага. Во время прыжка сделайте
глубокий вдох и взмах руками. Со степа сделайте шаг назад, при этом не поворачивайтесь. Сделайте 12
повторений, темп зависит только от вас. Со временем упражнение можно усложнить увеличением его темпа и
подъемом платформы на большую высоту, включение разнообразных движений руками. С помощью этого
упражнения улучшается состояние мышц бедер, икр, а также брюшного пресса.
Упражнение 16
Становимся на степ-платформу, руки на талии. Спрыгиваем сначала правой ногой на пол, затем возвращаемся
обратно на степ, затем спрыгиваем левой ногой по другую сторону платформы. Упражнение выполняется в
энергичном темпе, старайтесь подпрыгивать повыше. Увеличит интенсивность упражнения подъем степа на
более высокий уровень. При выполнении этого упражнения нужно быть внимательным, чтобы не поскользнуться
и не упасть с платформы.
Упражнение 17
Встаньте боком к степ-платформе. В сторону, противоположную от платформы, сделайте шаг, затем прыжок
двумя ногами, снова возвращаемся к платформе: прыжок и шаг. После этого запрыгиваем на степ-платформу
двумя ногами, спрыгиваем с нее, но уже с другой стороны и повторяем движения: шаг и прыжок двумя ногами от
скамейки, прыжок и шаг в сторону степа, запрыгиваем на него двумя ногами, и затем возвращаемся в исходное
положение. Упражнение повторяем 3-5 раз в каждую сторону. Для увеличения нагрузки прыжки выполняются на
чуть согнутых ногах, в легком приседе, также можно увеличить темп упражнения и поднять платформу на
большую высоту. Данное упражнение улучшает форму бедренных мышц, улучшает ловкость и координацию
движений
Упражнение 18
Встаньте лицом к степу на расстоянии одного-двух шагов, руки оставьте на талии. Делаем шаг назад, затем шаг
вперед, двумя ногами запрыгиваем на скамейку. Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение не
меньше четырех раз.
Упражнение 19
В зависимости от физической подготовки степ поднимается на максимальную высоту. Встаньте боком к
скамейке, двумя ногами запрыгните на нее, на скамейке делаем прыжки вокруг своей оси с максимально
возможным оборотом до возвращения в исходное положение на степе. Для начала это может быть четыре
оборота, затем за три, два. Повторяйте упражнение меня ось поворота - по часовой стрелке, затем против.
Усложнить упражнение можно выполнением прыжков поочередно то на одной ноге, то на другой - запрыгиваем
на степ и делаем повороты вокруг себя на степе вначале на левой ноге, затем на правой. При выполнении
упражнения будьте внимательны, не отвлекайтесь.
Упражнение 20
Исходное положение лицом к степу, к его узкой стороне. Сделайте шаг на степ правой ногой, затем левой,
спрыгните со степа, ноги по его обе стороны (степ находится между ногами), затем вновь запрыгните на степ
двумя ногами, после чего спуститесь с платформы, вначале правой ногой, затем левой. Повторите упражнение.
Для усложнения упражнения добавляйте движения рукам, увеличивайте темп упражнения.

22

Приложение 5
Стретчинг
Упражнение на растягивание. Подошвенный свод стопы
Сядьте на скамью или стул. Это упражнение можно выполнять также и на полу.
Положите одну ногу на колено другой ноги.
Противоположной рукой возьмитесь за пятку у лодыжки.
Другой рукой возьмитесь за плюсну и пальцы поднятой ноги.
На выдохе потяните пальцы ноги в направлении к голени. Выполняем разгибание пальцев.
Почувствуйте растяжение подошвенного свода стопы.
Зафиксируйте положение и постарайтесь расслабиться.
Вы должны ощущать растягивание в области подошву.
Упражнение на растягивание. Тыльная часть стопы и нижней части ног
Сядьте на скамью или стул. Это упражнение можно выполнять также и на полу.
Положите одну ногу на колено другой ноги.
Одноименной рукой возьмитесь за лодыжку.
Другой рукой захватите дистальный отдел голени.
Сделайте выдох и медленно потяните подошву ноги по направлению к животу.
Выполняем подошвенное сгибание.
Зафиксируйте растяжение и расслабьтесь.
Вы должны чувствовать растяжение в области подъема и верхней части стопы.
Упражнение на растягивание. Ахиллово сухожилие и задняя нижняя часть ноги
Это упражнение можно выполнять на любой ровной поверхности, на скамье или на полу.
Ложитесь на спину, вытянув ноги.
Согните одну ногу и подтяните ее к ягодицам (поставьте в упор).
Поднимите другую прямую ногу, обеими руками возьмите ее под коленом, распрямите ногу.
Сделайте выдох и медленно сгибайте прямую ногу к голове, стопу держите перпендикулярно.
Выполняется тыльное сгибание.
Зафиксируйте растяжение и расслабьтесь.
Почувствуйте растяжение в области ахиллова сухожилия.
Угол наклона прямой ноги определяете сами, ориентируясь по болевым ощущениям. Не старайтесь форсировать
процесс развития гибкости.
Работайте в области ощутимых, но терпимых болевых ощущений, что обеспечивает наилучшую эффективность
тренировок.
Упражнение на растягивание. Икроножная мышца и ахиллово сухожилие
Встаньте перед стеной на расстоянии вытянутой руки.
Выставьте вперед согнутую ногу. Другая нога - прямая.
Упритесь в стенку предплечьями. Голова прислонена к стене. Сохраняйте в этом положении прямую линию
головы - шеи - спины - таза - прямой ноги, стоящей в упоре сзади.
Подошву находящейся сзади прямой ноги не отрываете от пола. Следим за этим.
Сделайте выдох, подайтесь вперед на согнутые руки, переместите вперед массу тела.
Сделайте выдох и гоните колено находящейся впереди ноги по направлению к стене.
Зафиксируйте растяжение и расслабьтесь.
Вы должны почувствовать растяжение в области икроножной мышцы и ахиллова сухожилия.
Чтобы растянуть камбаловидную мышцу, согните в колене отставленную назад ногу.
Упражнение на растягивание. Четырехглавые мышцы (приседания)

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».