Общеразвивающая программа дополнительного образования Маленький художник

2

Содержание
1. Пояснительная записка ........................................................ 4
2. Учебный план ........................................................................ 9
3. Календарный учебный график ............................................................... 10
4. Рабочие программы по модулям ........................................................... 11
4.1. Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование и
художественная лепка) 5-6 лет ................................................................ 11
4.2. Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование и
художественная лепка) 6-7 лет .................................................................... 18
5. Планируемые результаты освоения программы .................................25
6. Организационно - педагогические условия реализации программы ...26
7. Материально-техническое обеспечение программы ........................... 28
8. Перечень используемой литературы .................................................... 29
Приложение № 1 «Оценочный инструментарий»......................................... 30
Приложение №2 История появления и развития техники «Батик» и способы
работы с детьми в технике «Батик» ............................................................. 34
Приложение №3 Нетрадиционные способы рисования .............................. 38

3

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам
рисования разработана в соответствии:
1. С Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
2. С санитарно – эпидемиологическими требованиями СанПин № 2.4.1.
3049 -13. к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций
3. С Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении
Порядка

организации

деятельности

по

и

осуществления

дополнительным

программам»
4. с Уставом МБДОУ детского сада № 316

4

образовательной

общеобразовательным

1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по нетрадиционному рисованию
разработана на основе Программы творческого развития дошкольников и
младших школьников: Разбуди в себе художника. Медкова Е. С., и на основе
Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее
важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее
эффективное для этого средство — изобразительная деятельность.
Изобразительная
деятельность
способствует
активному
познанию
окружающего мира.
Огромную роль в развитии ребенка играют эмоции, чуткое созерцание
происходящих вокруг изменений. Впечатление об окружающем мире дети
отражают в своем творчестве – рисунках. С каждым годом опыт и знания
мира у ребенка растет, параллельно этому развивается и воображение, без
которого невозможна его творческая деятельность. Однако, не владея
реалистичными способами изображения действительности, дети не всегда
могут передать свои впечатления на листе бумаги. Тут на помощь
дошкольникам приходят нетрадиционные техники рисования.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей
- батик: рисование с использованием природного материала, набрызг, печать
штампами, печать по трафарету, узелковый батик, рисование на ткани
красками и клеем ПВА; лепка.
Батик необыкновенно увлекательная и развивающая техника. Она
одинаково хороша для детей разной категории психического развития и
разными особенностями. Одарённые дети смогут реализовать в процессе
работы свой исследовательский потенциал, способность к эксперименту.
Гиперактивные дети, используя текучие красители, основанные на большом
количестве воды, смогут расслабиться и одновременно сосредоточиться на
новом, неожиданном процессе. Застенчивые и нерешительные преодолеют
тревогу.
Батик - индонезийское слово. Часть слова – ба- означает
хлопчатобумажная ткань; тик- точка, капля. Батик – технология окрашивания
и украшения ткани. Существует пять видов батика: холодный, горячий,
свободный, узелковый, многоцветный. В процессе работе используются
холодный, узелковый и свободный батик, поскольку они являются наиболее
доступными и безопасными для детского творчества.
Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо
знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование
удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и
5

оригинальными техниками позволяет детям ощутить
положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

незабываемые

Актуальность программы.
Развитие творческой личности эффективней начинается с дошкольного
возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и
дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому
необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как
можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной
жизни.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается , пробует
свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему
удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно
поэтому современные педагоги и психологи выступают
против
традиционных - дидактических методов обучения, используемых в
дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках
навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их
фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него
что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги
превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче
поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех
направлениях, свободно координируя движения руки.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества,
которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой
ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует
свой замысел, находя средства для его воплощения.
В формировании творческой активности большое значение имеет
комплексное
использование
художественного
слова,
музыки,
изобразительного искусства.
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на
совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих
сторон. Беседа является одним из основных методов формирования
нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему
нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов
побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок
уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной
активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших
заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со
схемами, привлечение воображения и памяти).
6

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого
мышления,
переосмысление
общепринятых
шаблонов
и
поиск
нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают
непринужденную
творческую
атмосферу,
способствуют
развитию
воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет
соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и
образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную
активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия.
Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации данной программы является
создание необходимой материальной базы и развивающей среды для
формирования творческой личности ребенка.
Развивающая среда на занятии построена согласно принципам,
предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия
ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного
развития личности;
- сотрудничество с детьми.
Цель и задачи Программы
Цель программы: содействовать развитию творчества, выдумки и
инициативы детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности,
совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды
изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1.
Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами
изобразительного искусства.
2.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как
средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3.
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их
фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4.
Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки,
которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5.
Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком
своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности,
выявлять и развивать художественные способности детей.
6.
Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного
рисования с использованием различных изоматериалов.
7.
Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые
сочетания цветов.
7

8.
Стимулировать и поощрять желание выполнять задание посвоему, дополняя выразительными деталями.
9.
Дать почувствовать радость творчества и эстетического
наслаждения.
Принципы построения и реализации Программы Основные
принципы, заложенные в основу творческой работы:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые
возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете,
композиции и др.);
- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных
особенностей);
- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному
этапу, нельзя миновать предыдущий);
- принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов
и способов изображения, разнообразие материала);
- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без
ограничений);
- принцип преемственности (учет задач и новообразований
следующего возрастного периода);
- принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами
детского сада, родителями, выпускниками);
- принцип интегративности (синтез искусств).
Программа основана на модульном принципе представления
содержания и построения учебного плана и рассчитана на 2 года обучения.
- Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование и
художественная лепка) 5-6 лет.
- Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование и
художественная лепка) 6-7 лет.
Модули:
Задачи
модуля
«изобразительная
деятельность
с
детьми
(нетрадиционное рисование и художественная лепка)» для детей 5-6 лет
Обучающая:
1.
Сформировать технические навыки и умения использовать
различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию.
2.
Познакомить с разнообразными изобразительными материалами.
3.
Дать основы живописи.
4.
Показать нетрадиционные способы рисования.
Развивающая:
8

1.

Активизировать интерес к занятиям рисования.

9

2.
Формировать положительное отношение к различным видам
искусств.
3.
Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитывающая:
1.
Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые
сочетания цветов.
Задачи
модуля
«Изобразительная
деятельность
с
детьми
(нетрадиционное рисование и художественная лепка)» для детей 6-7 лет
Обучающая:
1.
Знакомство с художественными особенностями батика и его
видами.
2.
Приобретение умений и навыков работы в разных видах
декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная
обработка ткани).
3.
Применение различных видов декоративно-прикладного
искусства в оформительской практике.
Развивающая:
1.
Развивать творческое воображение.
2.
Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по
бумаге и на ткани.
Воспитывающая:
1.
Воспитание и развитие эстетической культуры.

10

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Модули:

Объем ПОУ (часов /минут)
В неделю

В месяц

В год

Изобразительная деятельность с
детьми (нетрадиционное рисование
и художественная лепка) 5-6 лет

1 / 25 мин.

4/ 1 час 40 мин.

34/ 14 часов 10
мин.

Изобразительная деятельность с
детьми (нетрадиционное рисование
и художественная лепка) 6-7 лет

1 / 30 мин.

4/ 2 часа

34/ 17 часов

11

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание

Начало учебного
года
Окончание
учебного года
Продолжительность
учебного года,
всего, в том числе
I полугодие
II полугодие
Продолжительность
недели
Объем недельной
образовательной
нагрузки (НОД)
Сроки проведения
мониторинга

Изобразительная деятельность с
детьми (нетрадиционное
рисование и художественная
лепка) 5-6 лет

Изобразительная деятельность с
детьми (нетрадиционное
рисование и художественная
лепка) 6-7 лет

22 сентября

22 сентября

31 мая

31 мая

32 недели

32 недели

13 недель
20 недель
5 дней

13 недель
19 недель
5 дней

25мин

30 мин

22.09 – 29.09
15.05 – 31.05

22.09 – 29.09
15.05 – 31.05

12

4. Рабочие программы по модулям.
4.1. Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование
и художественная лепка) 5-6 лет.
Пояснительная записка:
Курс «Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное
рисование и художественная лепка)» рассчитан на 1 год обучения детей 5-6
лет и позволяет педагогу расширить рамки задач:
Обучающая:
1.
Сформировать технические навыки и умения использовать
различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию.
2.
Познакомить с разнообразными изобразительными материалами.
3.
Дать основы живописи.
4.
Показать нетрадиционные способы рисования
Развивающая:
1.
Активизировать интерес к занятиям рисования.
2.
Формировать положительное отношение к различным видам
искусств.
3.
Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитывающая:
1.
Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые
сочетания цветов.
Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут.
Учебно-тематический план
Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование и
художественная лепка) 5-6 лет.
Раздел

Рисование

Тема

Кол-во
академических часов
Теория
Практика
Итого

«Почувствуйте
себя
волшебником»
(предметная
монотипия)
«Ковер из
осенних листьев»
(печать
природными
материалами)

13

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

«Осень золотая»
(печать
по
трафарету,
поролон, гуашь)
«Шли
по
дорожке
маленькие
ножки» (печать
кулачком,
пальчиком)
«Зимний пейзаж»
(пейзажная
монотипия)
«Узор
на
морозном окне»
(восковые мелки,
акварель)
«Зима» (акварель
по-сырому)
«Котенок»
(рисование
пальчиком)
«Букет»
(штампы)
Как в пятне
увидеть зверя.
(кляксография)
«Лебедь»
(печать
ладошкой,
рисование
пальчиком)
«Снег идет»
(зубная паста,
щетинная
кисть»
«Гроздь
винограда»
(печать
пальчиком,
кисть, гуашь)
«Медуза»
(печать
ладошкой,
пальчиком)
«Пушистый
зайчик»
(рисование
стружкой, клей,
трафарет)
«Радужные
рыбки» (печать
ладошкой,
пальчиком)
14

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Лепка

Итого

«Бабочка»
(ватная палочка)
«Ваза с цветами»
(ладошка)
«Рябиновые
бусы»
«Капуста»
«Машинка»
«Снеговик»
«Елочка»
«Подарок»
«Крепость»
«Улитка»
«Тапочек»
«Золотая рыбка»
«Цветы
для
мамы»
«Цыплёнок»
«Стрекоза»
«Крокодил»
«Червячок»
«Муха- надоеда»

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
34

Содержание занятий
Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование и
художественная лепка) 5-6 лет.
Раздел «Рисование»
Тема«Почувствуйте себя волшебником» (предметная монотипия).
Краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек
линолеума, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую
наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера
пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Дети
должны увидеть, что-то знакомое и дать этому название, добавить детали для
точного видения этого предмета или явления.
Тема «Ковер из осенних листьев» (печать природными материалами)
Собрать листья различных деревьев. Намазать листочек гуашью со стороны
прожилок. Лист бумаги, на котором будет изображение может быть цветным.
Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снять листик,
взяв за ножку. Дорисовать кисточкой остальной рисунок.
Тема «Осень золотая» (печать по трафарету, поролон, гуашь)
Нарисовать на листке плотной бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно.
15

Налить в форму немного гуаши нужного цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в
краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном.
Если краска ложится ровно, то можно начинать печатать рисунок уже на ткани через

16

трафарет. Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были четкими, и
краска не размазывалась за пределы трафарета. Затем прорисовать мелкие детали
трафаретного изображения кисточкой.
Тема «Шли по дорожке маленькие ножки» (печать кулачком, пальчиком)
«Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится
кончиком кисти, пальцем, точки могут быть разного размера. Также можно
использовать рисунок только из линий.
Тема «Зимний пейзаж» (пейзажная монотипия)
Краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек линолеума, а
уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение
и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна, от направления растирания
получаются различные изображения. Дети должны увидеть, что-то знакомое и дать
этому название, добавить детали для точного видения этого предмета или явления.
Тема «Узор на морозном окне» (восковые мелки, свеча, акварель)
Рисунок наносится свечой или восковыми мелками, получается «волшебный
рисунок» – он и есть, и его и не видно. Потом на лист бумаги наносится акварель – и
рисунок проступает на цветном фоне.
Тема «Зима» (акварель по-сырому)
На мокром листе бумаги наносятся силуэты деревьев, следы животных, небо.
Тема «Котенок» (рисование пальчиком)
Краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае наливается в плоские
розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает
определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в
младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на
деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание
красок, накладывание их друг на друга.
Тема «Букет» (штампы, гуашь)
Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса. С их
помощью создаются цветы в букете.
Тема «Как в пятне увидеть зверя» (кляксография)
Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать
недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом, приподнимая и
наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение. Или
воспользоваться трубочкой для коктейля и раздуть изображение в нужную сторону.
Тема «Лебедь» (печать ладошкой, рисование пальчиком)
Краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае наливается в плоские
розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает
определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в
младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на
деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание
красок, накладывание их друг на друга.
17

Тема «Снег идет» (зубная паста, щетинная кисть)
На листе синего картона изобразить белые деревья. С помощью щетки
разбрызгать зубную пасту.
Тема «Гроздь винограда» (печать пальчиком, кисть, гуашь)

18

Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем,
точки могут быть разного размера. Также можно использовать рисунок только из
линий.
Тема «Медуза» (печать ладошкой, пальчиком)
Краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае наливается в плоские
розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает
определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в
младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на
деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание
красок, накладывание их друг на друга.
Тема «Пушистый зайчик» (рисование стружкой, клей, трафарет)
Нарисовать на листке плотной бумаги трафарет. Вырезать. Приложить к бумаге
трафарет и нанести клей. Расположить стружку на оклеиваемую поверхность. Затем из
бусин оформить глаза нос.
Тема «Радужные рыбки» (печать ладошкой, пальчиком)
Краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае наливается в плоские
розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает
определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в
младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на
деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание
красок, накладывание их друг на друга.
Раздел «Лепка»
Тема «Рябиновые бусы»
Изучение натуры (ветка рябины, иллюстрации).
Разделить пластилин красного цвета на части и скатать шарики
небольшого размера, сделать небольшой крестик и отверстие, затем собрать
ягодки в бусы.
Тема «Капуста»
Рассмотреть иллюстрации, анализ формы.
Разделить пластилин зеленого цвета на части и скатать шарики
одинакового размера (5 штук), четыре шарика расплющить и прикрепить к
оставленному шарику.
Тема «Машинка»
Раскатать пластилин в пласт, зубочисткой обвести контур
трафарета(машинки) на пласте и прорезать его стекой. Убрать лишнюю
глину, оставив только контур машинки. Тонкими жгутиками выложить
контур машинки. Скатать два одинаковых шарика расплющить их между
ладонями – колеса.
Тема «Снеговик»
Скатать три шара, стержнем ручки проколоть шарики насквозь. Скатав
небольшой конус, прилепить его на центр шара- нос. Соединить детали
нитью. Из бисера сделать глазки, из бусин пуговки.
Тема «Елочка»
19

Скатать три шара, стержнем ручки проколоть шарики насквозь. Не
снимая с палочки заготовку раскатать в форму капли. Соединить детали
нитью. Из бисера и страз сделать украшение.
Тема «Подарок»
Раскатать жгут и выложить по контуру елки, соединив концы. Накрыв
елочку тканью, раскатать скалкой.
Тема «Крепость»
Скатать глиняный пласт на вафельной ткани, стеком вырезать
прямоугольник и свернуть в цилиндр. Наметить зубочисткой окна и вырезать
их. Жгутиками выполнить дверь.
Тема «Улитка»
Скатать длинный жгут и сплющить. Скрутить жгут, оставив
небольшую часть свободной. Стекой прорезать оставленную часть вдольрожки. Маленькими шариками украсить рожки.
Тема «Тапочек»
Скатать небольшой цилиндр и раскатать на фактурной ткани. Отделить
часть глины на подошву тапочка, часть на верхушку и придать ему
соответствующую форму. Соединив детали оформить изделие.
Тема «Золотая рыбка»
На раскатанном заранее пласте вырезать зубочисткой силуэт рыбки по
трафарету. Стекой наметить голову. Скатать множество небольших шариков
(для чешуи) шарики немного расплющить и начать примазывать к телу
рыбки от хвоста к голове рядами. Стеком оформить хвост и глазки.
Тема «Цветы для мамы»
Скатать множество шариков. Все шарики, кроме одного, придавить
ладошками – это лепестки розы. Самые маленькие лепестки прижать к
оставленному шарику- это сердцевина розы. Для второго слоя используются
лепестки немного побольше. Количество слоев лепестков определяется
размером бутона. Стебель цветка- жгут.
Тема «Цыплёнок»
Скатать два шарика разного размера и соединить их между собой. Из
двух жгутиков сделать лапки. Скатав небольшой конус, прилепить его на
центр шара- нос.
Тема «Стрекоза»
Скатать длинный жгут и разрезать его на 5 равных частей, так чтобы
одна из них была длиннее остальных (тело стрекозы). Равные части жгута
примять так, чтобы они были равномерно плоскими. Пригладить крылья к
телу насекомого и, скатав два одинаковых шарика, сделать глазки.
Тема «Крокодил»
Скатать жгут и немного заострить концы. Стекой прорезать жгут с
одной стороны вдоль – это рот хищника. Скатать длинный тонкий жгут и
разрезать на ч части. Примазать заготовки к телу крокодила – получились
тоненькие лапки. Сделать глаза из двух маленьких шариков. Стеком сделать
надсечки по телу.
Тема «Червячок»
20

Скатать жгут, сделать стеком небольшие надрезы. Придать форму
червяка.
Тема «Муха- надоеда»
Скатать четыре шарика (крылышки) и небольшой толстый жгутик
(тельце). Шарики расплющить- будущие крылышки. Соединить крылышки с
тельцем. Глаза сделать из маленьких шариков.

21

4.2. Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование
и художественная лепка) 6-7 лет.
Пояснительная записка:
Курс «Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное
рисование и художественная лепка)» рассчитан на 1 год обучения детей 6-7
лет и позволяет педагогу расширить рамки задач:
Обучающая:
1.
Знакомство с художественными особенностями батика и его
видами.
2.
Приобретение умений и навыков работы в разных видах
декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная
обработка ткани).
3.
Применение
различных
видов
декоративно-прикладного
искусства в оформительской практике.
Развивающая:
1.
Развивать творческое воображение.
2.
Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по
бумаге и на ткани.
Воспитывающая:
1.
Воспитание и развитие эстетической культуры.
Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут.
Учебно-тематический план
Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование и
художественная лепка) 6-7 лет.
Раздел

Рисование

Тема

Кол-во
академических часов
Теория
Практика

Итого

Знакомство с
техникой
«Батик»

0,5

0,5

1

«Ковер из
осенних
листьев»
(печать
природными
материалами)

0,5

0,5

1

«Путешествие в
сказку»

0,5

0,5

1

22

«Звездное небо»
(набрызг, солевая
техника)

0,5

0,5

1

«Линия
характером»
(выдувание
трубочки)

0,5

0,5

1

«Зимняя вишня»

0,5

0,5

1

Новогодний шар
«Загадай
желание»

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

на
северном
полюсе» (гуашь,
печать
штампом
из
картофеля)»

0,5

0,5

1

«Подари мне
платок…»
(узелковый
батик
свободная
роспись)

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

«Наливное
яблочко»

0,5

0,5

1

«Наливное
яблочко»
продолжение
работы

0,5

0,5

1

с
из

«Узор
на
морозном окне»
«Узор
на
морозном окне»
продолжение
работы
«Пингвины

«На
морском»
(солевая
техника)

дне

«На
дне
морском»
(солевая
техника)
продолжение
работы

23

Лепка

Итого

«Одуванчик на
лугу»
(Батик)
«Одуванчик на
лугу»
продолжение
работы

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

«Одуванчик на
лугу»
продолжение
работы
«Рябиновые
бусы»
«Капуста»
«Машинка»
«Снеговик»
«Елочка»

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1

«Подарок»
«Крепость»
«Улитка»
«Тапочек»
«Золотая рыбка»
«Цветы
для
мамы»
«Цыплёнок»
«Стрекоза»
«Крокодил»
«Червячок»
«Муха- надоеда»

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
34

Содержание занятий
Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование и
художественная лепка) 6-7 лет.
Раздел «Рисование»
Тема Знакомство с техникой «Батик»
Тема «Ковер из осенних листьев»
материалами)

(печать

природными

Собрать листья различных деревьев. Намазать листочек гуашью со
стороны прожилок. Лист бумаги, на котором будет изображение может быть
цветным. Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге.
Осторожно снять листик, взяв за ножку. Дорисовать кисточкой остальной
рисунок.
Тема «Звездное небо» (набрызг, солевая техника)
24

Составить на листе бумаги композицию с изображением облаков.
Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в нее щетку. Держа
щетку над листом бумаги, проведем по ней расческой или теркой. Сверху
посыпаем солью. Дать краске высохнуть. Затем снять трафареты. Дорисовать

25

кисточкой мелкие детали.
Тема «Линия с характером» (выдувание из трубочки)
Натягиваем ткань на пяльцы. Наносим линейный рисунок. Обводим с
помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на
ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень
густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком
жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть
выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной. Приступаем к
росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем
растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику.
Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон
расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного
высыхания.
Тема «Зимняя вишня» (рисование на ткани красками и клеем ПВА)
Придумать композицию и нарисовать ее на бумаге. Положить рисунок
на клеенку, на него ткань и закрепить. Обвести рисунок по контуру клеем
ПВА. Фон закрасить тампоном, не заходя за контур изображений. Мелкие
детали закрасить кисточкой.
Тема Новогодний шар «Загадай желание»
Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение.
Обводим тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми
линиями. Натягиваем ткань на пяльцы. Подкладываем шаблон под ткань,
обводим контур с помощью мягкого карандаша. Обводим с помощью
стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани.
Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой
будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий
будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть
выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной. Приступаем к
росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем
растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику.
Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон
расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного
высыхания.
Тема «Узор на морозном окне»
Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение.
Обводим тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми
линиями. Натягиваем ткань на пяльцы. Подкладываем шаблон под ткань,
обводим контур с помощью мягкого карандаша. Обводим с помощью
стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани.
Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой
будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий
будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть
выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной. Приступаем к
росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем
26

растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику.

27

Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон
расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного
высыхания.
Тема «Узор на морозном окне» продолжение работы
Тема «Пингвины на северном полюсе» (гуашь, печать штампом из
картофеля)
Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок,
редиса… На сделанный штамп нанести краску и расположить изображения
пингвинов.
Тема «Подари мне платок…» (узелковый батик - свободная роспись)
На кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать
крепкой ниткой или проволочкой. Его складки тщательно прокрасить
краской того цвета, который выбрал ребенок. Это — серединка будущего
цветка. Затем узелок завязать в другом месте и покрыть другим цветом. И так
в зависимости от того, сколько цветов вы хотите увидеть в своем букете.
Серединка каждого цветового пятна помечается более темной точкой — для
оживления рисунка. Тонкой кисточкой прорисовать стебельки, при помощи
трафаретов напечатать листья, тампоном нанести фон.
Тема «На дне морском» (солевая техника)
На ткани нанести изображение рыбок обвести резервирующий состав
на контур. Фон- на влажную расписанную в свободной технике ткань
посыпается соль. Важно не перестараться, соль посыпается там, где цветовое
пятно необходимо обогатить интересной фактурой. После полного
высыхания красок аккуратно удалите кристаллы соли.
Тема «На дне морском» (солевая техника) продолжение работы
Тема «Наливное яблочко»
Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение.
Обводим тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми
линиями. Натягиваем ткань на пяльцы. Подкладываем шаблон под ткань,
обводим контур с помощью мягкого карандаша. Обводим с помощью
стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани.
Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой
будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий
будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть
выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной. Приступаем к
росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем
растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику.
Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон
расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного
высыхания.
Тема «Наливное яблочко»
продолжение работы
Тема «Одуванчик на лугу» («Батик» на бумаге)
28

Смочить мокрым поролоном бумагу. Нарисовать по мокрому фону
изображение, добавляя на свое усмотрение цветовую гамму цветка. Когда
работа подсохнет, дорисовать мелкие детали кистью.
Тема «Одуванчик на лугу»
продолжение работы
Раздел «Лепка»
Тема «Рябиновые бусы»
Изучение натуры (ветка рябины, иллюстрации).
Разделить пластилин красного цвета на части и скатать шарики
небольшого размера, сделать небольшой крестик и отверстие, затем собрать
ягодки в бусы.
Тема «Капуста»
Рассмотреть иллюстрации, анализ формы.
Разделить пластилин зеленого цвета на части и скатать шарики
одинакового размера (5 штук), четыре шарика расплющить и прикрепить к
оставленному шарику.
Тема «Машинка»
Раскатать пластилин в пласт, зубочисткой обвести контур
трафарета(машинки) на пласте и прорезать его стекой. Убрать лишнюю
глину, оставив только контур машинки. Тонкими жгутиками выложить
контур машинки. Скатать два одинаковых шарика расплющить их между
ладонями – колеса.
Тема «Снеговик»
Скатать три шара, стержнем ручки проколоть шарики насквозь. Скатав
небольшой конус, прилепить его на центр шара- нос. Соединить детали
нитью. Из бисера сделать глазки, из бусин пуговки.
Тема «Елочка»
Скатать три шара, стержнем ручки проколоть шарики насквозь. Не
снимая с палочки заготовку раскатать в форму капли. Соединить детали
нитью. Из бисера и страз сделать украшение.
Тема «Подарок»
Раскатать жгут и выложить по контуру елки, соединив концы. Накрыв
елочку тканью, раскатать скалкой.
Тема «Крепость»
Скатать глиняный пласт на вафельной ткани, стеком вырезать
прямоугольник и свернуть в цилиндр. Наметить зубочисткой окна и вырезать
их. Жгутиками выполнить дверь.
Тема «Улитка»
Скатать длинный жгут и сплющить. Скрутить жгут, оставив
небольшую часть свободной. Стекой прорезать оставленную часть вдольрожки. Маленькими шариками украсить рожки.
Тема «Тапочек»

29

Скатать небольшой цилиндр и раскатать на фактурной ткани. Отделить
часть глины на подошву тапочка, часть на верхушку и придать ему
соответствующую форму. Соединив детали оформить изделие.
Тема «Золотая рыбка»
На раскатанном заранее пласте вырезать зубочисткой силуэт рыбки по
трафарету. Стекой наметить голову. Скатать множество небольших шариков
(для чешуи) шарики немного расплющить и начать примазывать к телу
рыбки от хвоста к голове рядами. Стеком оформить хвост и глазки.
Тема «Цветы для мамы»
Скатать множество шариков. Все шарики, кроме одного, придавить
ладошками – это лепестки розы. Самые маленькие лепестки прижать к
оставленному шарику- это сердцевина розы. Для второго слоя используются
лепестки немного побольше. Количество слоев лепестков определяется
размером бутона. Стебель цветка- жгут.
Тема «Цыплёнок»
Скатать два шарика разного размера и соединить их между собой. Из
двух жгутиков сделать лапки. Скатав небольшой конус, прилепить его на
центр шара- нос.
Тема «Стрекоза»
Скатать длинный жгут и разрезать его на 5 равных частей, так чтобы
одна из них была длиннее остальных (тело стрекозы). Равные части жгута
примять так, чтобы они были равномерно плоскими. Пригладить крылья к
телу насекомого и, скатав два одинаковых шарика, сделать глазки.
Тема «Крокодил»
Скатать жгут и немного заострить концы. Стекой прорезать жгут с
одной стороны вдоль – это рот хищника. Скатать длинный тонкий жгут и
разрезать на ч части. Примазать заготовки к телу крокодила – получились
тоненькие лапки. Сделать глаза из двух маленьких шариков. Стеком сделать
надсечки по телу.
Тема «Червячок»
Скатать жгут, сделать стеком небольшие надрезы. Придать форму
червяка.
Тема «Муха- надоеда»
Скатать четыре шарика (крылышки) и небольшой толстый жгутик
(тельце). Шарики расплющить- будущие крылышки. Соединить крылышки с
тельцем. Глаза сделать из маленьких шариков.

30

5.

Планируемые результаты освоения программы
Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование и
художественная лепка) 5-6 лет.
К концу года дети 5-6 лет должны уметь:
- смешивать краски;
- композиционно расположить трафарет (рисунок на плоскости);
- изображать предметы объектов разных форм;
- владеть способами нестандартного раскрашивания;
- экспериментировать с изобразительными материалами;
- использовать трафареты и печати при работе;
- декоративно оформлять готовую работу.
Изобразительная деятельность с детьми (нетрадиционное рисование и
художественная лепка) 6-7 лет.
К концу года дети 6-7 лет должны уметь:
- смешивать краски одновременно из 2-3 основных цветов в палитре
или по сырому слою;
- владеть способами нестандартного раскрашивания;
самостоятельно
экспериментировать
с
изобразительными
материалами;
- составлять композицию;
- проявлять фантазию, художественное творчество;
- передавать личное отношение к объекту изображения;
- использовать навыки в самостоятельной деятельности;
- декоративно оформлять готовую работу.

31

6. Организационно - педагогические условия реализации программы
Под
педагогическими
условиями
понимается
совокупность
взаимосвязанных направлений педагогического влияния на детей и взрослых
и организация их совместной деятельности. Мы определили педагогические
условия, обеспечивающие успешность процесса социально - педагогической
адаптации к современному социуму детей в процессе реализации программы
дополнительного образования. К ним мы отнесли: субъект - субъектные
отношения педагога и ребенка; вариативность образования; создание
ситуации выбора и успеха для каждого ребенка; личное участие в
мероприятиях программы; создание развивающей среды.
Организационные
условия
представляют
совокупность
взаимосвязанных функций, обеспечивающих целенаправленное управление
процессом реализации программы: обеспечение повышения квалификации
педагогов; интеграция основного и дополнительного образования,
формирование готовности у воспитанников к активной самостоятельной
деятельности; обеспечение образовательного процесса методической
литературой, образовательными программами; педагогический мониторинг;
обеспечение творческой интеллектуальной деятельности участников
образовательного процесса. Система организационных условий направлена
на планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль за
реализацией программы.
Программой
дополнительного
образования
предусмотрены
следующие формы занятий: групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий
соответствует возрасту детей: 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.
Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной
партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и
оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно
передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются
между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.
Программа дополнительного образования по нетрадиционному
рисованию и художественной лепке строится на следующих принципах:
- постепенность в развитии природных способностей детей;
- строгая последовательность в овладении лексикой и техническими
приемами;
- систематичность и регулярность занятий;
- целенаправленность учебного процесса.
Для достижения поставленной цели использовались следующие
средства и методы:
- организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения
различных форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
- создание информационной среды различными средствами (беседы,
игры).
32

Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом
возрастных особенностей и физических возможностей детей. Занятие
предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на организм
ребёнка и сопровождается объяснением, показом приемов рисования и лепки,
самостоятельной работой, анализом.

33

7. Материально-техническое обеспечение программы
Оборудованная группа:
- видео, аудиоаппаратура (интерактивное оборудование, музыкальный
центр);
- интерактивная доска;
- проектор;
- экран;
- столы, стульчики;
- мольберт;
- оборудование для рисования (краски акриловые –батик, гуашь,
акварель, восковые мелки, ткань х/б или подкладочная, бумага фА4,
кисточки разных размеров, баночки для воды, пяльцы для закрепления ткани,
мягкие карандаши, палитра, клей ПВА, фен, соль, сода, салфетки, фартук и
нарукавники);
- оборудование для лепки (глина, пластилин, дощечки для лепки, стеки,
трафареты, зубочистки, скалка, влажные тряпочки для рук, ткань натуральных
волокон).

34

8. Перечень используемой литературы
1 Давыдов С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.:
АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – 184с.
2 Иолтуховская Е. Батик для начинающих. Мастер-классы по ручной
росписи шелка. – СПб.: Питер, 2015. –128с.
3 Лобанова В.А Лепим из глины: Метод. Пособие. – М.: ТЦ
Сфера,2014. –80с.
4 Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности:
Справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. –128с.

35

Приложение 1.

Оценочный инструментарий

№

1
2
3
4
5
6
7
8

Ф.и. ребенка

Умение
смешивать
краски

Умение
композици
онно
расположи
ть рисунок
на
плоскости

Умение
изображать
предметы
объектов
разных
форм

Владение
способами
нестандар
тного
раскрашив
ания

Умение
экспериме
нтировать
с
изобразите
льными
материала
ми

Умение
использоват
ь трафареты
и печати
при работе

Умение
уровень
декоративн
о
оформлять
готовую
работу

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

Н.г

К.г.

Определение уровня освоения воспитанниками данной программы (5-6 лет)

Критерии показателей:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень — 1 балл.
Высокий уровень: Ребенок умеет смешивать краски и композиционно располагает рисунок на плоскости, умеет
изображать предметы объектов разных форм, владеет способами нестандартного раскрашивания, умеет
экспериментировать с изобразительными материалами, умеет использовать трафареты и печати при работе, умеет
декоративно оформить работу.
Средний уровень: Ребенок с небольшой помощью смешивает краски и композиционно располагает рисунок на
плоскости, умеет с помощью взрослого изображать предметы объектов разных форм, владеет способами нестандартного
раскрашивания, с помощью взрослого экспериментирует с изобразительными материалами и использует трафареты и
печати при работе, умеет декоративно оформить работу.
Низкий уровень: Ребенок не умеет смешивать краски и не может композиционно расположить рисунок на
плоскости, не умеет изображать предметы объектов разных форм, не владеет способами нестандартного раскрашивания,
не умеет экспериментировать с изобразительными материалами, не умеет использовать трафареты и печати при работе,
не умеет декоративно оформить работу.

31

Определение уровня освоения воспитанниками данной программы (6-7 лет)

№

Ф.и. ребенка

Умение
смешивать
краски
одновреме
нно из 2-3
основных
цветов в
палитре
или по
сырому
слою

Владение
способами
нестандарт
ного
раскрашив
ания

Умение
самостояте
льно
эксперимен
тировать с
изобразите
льными
материала
ми

Умение
составлять
композици
ю

Умение
проявлять
фантазию,
художеств
енное
творчество

Умение
передавать
личное
отношение к
объекту
изображени
я

Умение
декоративн
о
оформлять
готовую
работу

уровень

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г

К.г.

К.г.

К.г.

1
2
3
4
5
6
7
8

32

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

Критерии показателей:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень — 1 балл.
Высокий уровень: Ребенок умеет смешивать краски и владеет способами нестандартного раскрашивания, умеет
самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами, умеет составить композицию, проявляет
фантазию и передает личное отношение к объекту изображения, умеет декоративно оформить работу.
Средний уровень: Ребенок с небольшой помощью смешивает краски и применяет нестандартное раскрашивание,
умеет с помощью взрослого экспериментировать с изобразительными материалами, с помощью взрослого составляет
композицию, проявляет фантазию и передает личное отношение к объекту изображения, умеет декоративно оформить
работу.
Низкий уровень: Ребенок не умеет смешивать краски и не владеет способами нестандартного раскрашивания, не
умеет самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами, не умеет составить композицию, не
проявляет фантазию и не передает личное отношение к объекту изображения, не умеет декоративно оформить работу.

33

Приложение 2.

История появления и развития техники «Батик»
Батик — это ручная роспись по ткани. Своеобразная технология нанесения рисунка на материю возникла в XVI в.
в Индонезии. В Европе батик стал известен в XIX в., а распространение получил с изобретением анилиновых
красителей. Анилиновые красители заменили природные и позволили ускорить процесс изготовления батика.
Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до
сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.
Сейчас батик становится все более популярным видом искусства во всем мире, в том числе и в России, так как с
помощью техники батика можно создавать уникальные работы, вещи, существующие в единичном экземпляре, которые
нельзя купить в магазине.
Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое
переводится как «гравировать», «писать», «рисовать».
Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на
тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от
слова «набивать», когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным
молотком для лучшей пропечатки рисунка).
В технике батика можно расписать блузы, шарфы, галстуки, платья, футболки, сумки и многое другое.
Расписывать ткани можно в домашних условиях, но обязательно соблюдая правила техники безопасности.
В технике ручной росписи по ткани есть свои секреты. Она отличается от рисования на бумаге. Однако законы
цвета и гармонии остаются в силе и здесь.
Технология «Батика» для детей
Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий
это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать

34

красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески
для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.
Нужно помнить, что кусочек ткани, на котором работает ребенок, должен быть выстиран, хорошо отглажен,
натянут и закреплен на рабочем месте. Рекомендуется подложить под ткань бумагу или газету, которые впитывают
лишнюю краску. Перед началом работы необходимо сделать эскиз будущего рисунка, подложить его под ткань и
обвести по контуру клеем ПВА. Отдельные элементы рисунка закрасьте необходимым цветом.
К формам, отпечатанным на ткани, тонкой кисточкой можно пририсовать детали: хвостики, усики, глазки, лучики,
прожилки. Фон закрашивается при помощи специального тампона — деревянной палочки с поролоновой или тканевой
«головкой», закрепленной проволокой или прочной нитью. Готовый рисунок необходимо прогладить горячим утюгом
через газету или тонкую бумагу. Теперь его можно поместить в рамку и повесить на стену.
Рисовать можно акварелью, гуашью или тушью.
Способы работы с детьми в технике «Батик»
1. Печатаем листьями по бумаге
1.
Собрать листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных растений листочки,
которые начинают вянуть (их можно долго хранить в холодильнике в целлофановом пакете).
2.
Намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Лист бумаги, на котором будет изображение может быть
цветным.
3.
Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге.
4.
Осторожно снять листик, взяв за ножку.
5.
Дорисовать кисточкой остальной рисунок.
2. Печатаем листьями на ткани
1.
Сначала необходимо придумать композицию (составление эскиза).
2.
Печатать так же, как и на бумаге. Намазать листик со стороны прожилок гуашью, затем прижать его в
нужном месте на ткани.
3.
Фон вокруг изображений (рыбки, деревья и т.п.) закрасить тампоном. Постепенно разбавить водой тушь или
гуашь до нужного оттенка (необходимо попробовать сначала на бумаге) и покрывать свободную площадь рисунка.
4.
Дорисовать кисточкой мелкие детали.
35

5.
Можно использовать штампы для выразительности изображения или красочности.
3. Печатаем по трафарету
1.
Нарисовать на листке плотной бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать готовые
фабричные.
2.
Налить в форму немного гуаши нужного цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он
равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если краска ложится ровно, то можно начинать
печатать рисунок уже на ткани через трафарет. Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были четкими,
и краска не размазывалась за пределы трафарета.
3.
Затем прорисовать мелкие детали трафаретного изображения кисточкой.
4.
Таким способом можно обновить старую салфетку, украсить карман на фартуке, сделать воротник, пояс и
т.д.
4. Печатаем штампами
1.
Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса…
2.
Долговечные штампы из бутылочной пробки, ластика (конечно, взрослыми).
3.
Есть фабричные штампы – фломастеры с готовым рисунком.
4.
Узорами, сделанными штампами, можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и повязки. С
их помощью можно создавать различные узоры и несложные композиции: фантастический лес, жизнь подводного
царства, космический мир. Для таких изделий лучше использовать специальные краски для батика.
5. «Набрызг»
1.
Составить на листе бумаги композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические
фигуры и т.п.).
2.
Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в нее щетку. Держа щетку над листом бумаги,
проведем по ней расческой или теркой.
3.
Дать краске высохнуть. Затем снять трафареты.
4.
Дорисовать кисточкой мелкие детали.
6. «Узелковый» батик
1.
Этот вид батика применяется в основном для изображения цветов, круглых форм.
2.
На кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать крепкой ниткой или проволочкой.

36

3.
Его складки тщательно прокрасить краской или тушью того цвета, который выбрал ребенок. Это —
серединка будущего цветка.
4.
Затем узелок завязать в другом месте и покрыть другим цветом. И так в зависимости от того, сколько цветов
вы хотите увидеть в своем букете.
5.
Серединка каждого цветового пятна помечается более темной точкой — для оживления рисунка.
6.
Тонкой кисточкой прорисовать стебельки, при помощи трафаретов напечатать листья, тампоном нанести
фон.
7.
Необходимо прогладить композицию через газету.
7. Рисуем на ткани красками и клеем ПВА
1.
Придумать композицию и нарисовать ее на бумаге.
2.
Положить рисунок на клеенку, на него ткань и закрепить.
3.
Обвести рисунок по контуру клеем ПВА. Чтобы контур был ровным, в бутылочку с клеем вставить пустой
стержень от авторучки или трубочку от коктейля.
4.
Фон закрасить тампоном, не заходя за контур изображений.
5.
Мелкие детали закрасить кисточкой.
8. «Батик» на бумаге
1.
Смочить мокрым поролоном бумагу.
2.
Нарисовать по мокрому фону изображение, добавляя на свое усмотрение цветовую гамму (в зависимости от
изображаемого объекта – цветок, дерево, облака и т.п.).
3.
Когда работа подсохнет, дорисовать мелкие детали кистью.

37

Приложение 3.

Нетрадиционные способы рисования
1.
Хорошо использовать «пальцевую живопись» – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае
наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает определенную
краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшение платьев, следы
зверей, цветы на поляне, яблоки на деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание
красок, накладывание их друг на друга.
2.
Использование монотипии – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек
линолеума, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается
пальцем. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Дети
должны увидеть, что-то знакомое и дать этому название, добавить детали для точного видения этого предмета или
явления.
3.
Разновидность монотипии – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну
сторону листа, потом складывается, и изображение как бы получается зеркальным. Использовать можно при рисовании
деревьев, цветов, бабочек, платьев и др.
4.
Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» – он и есть, и его и не видно. Потом на
лист бумаги наносится тушь, цветные чернила, гуашь – и рисунок свечой проступает на цветном фоне. Это использую
при рисовании зимних пейзажей, дождя, ветра, снежных бурь и др.
5.
Рисовать можно на мокрой бумаге (по сырому фону). Сначала лист бумаги смачивается водой (можно с
добавлением цветной гуаши), а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается, как бы размытое
под дождем или в тумане. Если нужно дорисовать детали берем сухие акварельные краски, или нужно подождать пока
высохнет. Хорошо использовать этот метод для рисования поздней осени, дождливой погоды, рассвета.
6.
Интересно рисовать краской прямо из тюбика, но необходимо научит ребенка выжимать ее сразу на
бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки – краска может осыпаться,
необходимо аккуратно хранить работу. Если размывать краски, то выпуклость уходит, но зато можно дать разные
оттенки и получить новый способ рисования.

38

7.
Можно использовать щетки разного размера – ими можно разбрызгивать краску, используя трафареты.
Этот способ рисования очень удобен для оформления групп к празднику, оформления выставок и родительских уголков
вместе с детьми.
8.
«Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие
детали. Разновидность – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать
изображение. Или воспользоваться трубочкой для коктейля и раздуть изображение в нужную сторону.
9.
«Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем,
точки могут быть разного размера. Также можно использовать рисунок только из линий.
10.
Наносить рисунок на предварительно скомканную бумагу и сжатую. Хорошо использовать этот метод
для рисования горных ландшафтов, зимних пейзажей.
11.
На лист бумаги предварительно наносится жирный слой свечой, просто ладошкой, мылом и др., а
сверху уже наносится краска. Рисунок получается, как бы ощетинившийся, пушистый.
12.
На белый лист сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх пальцем,
ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать
копировальную бумагу разных цветов.
13.
Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать пока высохнет и опустить на 1-2 секунды в
тарелочку с водой или поднос. Рисунок получится расплывчатый: дождь, туман и т.д.
14.
На чистый лист бумаги наносится рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается тонкая
дырочка) так, чтобы «рисунок» был выпуклым. Подождать пока клей высохнет и тогда наносится краска, причем краска
должна быть жидкая, чтобы свободно растекалась в пределах контура.
15.
«Граттаж» – наносится на бумагу слой воска (свечой), затем обезжиривается тальком или мелом,
потом покрывается черной тушью или гуашью. После высыхания рисунок выцарапывается тоненькой палочкой или
старым стержнем от шариковой ручки.

39

Лепка
В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и
комбинированный.
Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится
туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков.
Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в
дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей
усложняются.
Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие
детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки).
Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку,
ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на
протяжении всего дошкольного возраста.
Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей.
Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно,
потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие
кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются.
После
чего
изделию
придают
нужной
формы.

40

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».