Дополнительня общеобразовательная программа Логоритмика для малышей

№
п/п
I

Содержание

Стр.

Основные характеристики общеразвивающей
программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.3.

Цели и задачи Программы

8

Содержание общеразвивающей программы

9

2.1.

Учебный (тематический) план

9

2.2.

Содержание учебного (тематического плана)

10

2.3.

Планируемые результаты

23

III

Организационно-педагогические условия

25

3.1.

Условия реализации Программы

25

3.2.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

27

IV

Список литературы

31

II

2

I. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы: социальногуманитарная
Актуальность:
Основанием
для
составления
Дополнительной
общеобразовательной – дополнительной общеразвивающей программы
«Логоритмика для малышей» (далее ДООП или Программа) являются
следующие нормативно-правовые документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N
1155);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 Санитарно-эпидемиологические правила к устройству, содержанию и
организации режима работы
дошкольных образовательных
организаций»
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской от 15.05.2013 года
№26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13) ( с изменениями)
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
7.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном
образовании детей»
 Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 316 (далее МБДОУ по тексту)
В последние годы становится очень актуальной проблема развития
речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение
количества детей, имеющих тяжёлое нарушение речи. Причины роста
речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая
обстановка,
несбалансированное
питание,
педагогическая
неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией
центральной нервной системы, информационные нейропсихические
перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом.).
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что
помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых
нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи,
колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная
раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения.
Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие
3

сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с
мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики,
нарушение координации речи с движением. В неречевых психических
функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой
памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных
операций,
недоразвитие
абстрактно-логического
мышления.
В
физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети
физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным
заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Для дошкольников с нарушениями речи характерны недостаточная
сформированность основных двигательных умений и навыков, общая
моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их
движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость,
снижены двигательная память и внимание.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное,
динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы
подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов:
губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По словам известного педагога Э. ЖакаДалькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной
законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие
или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на
становление речевых механизмов.
Для детей с речевой патологией в детском саду часто оказываются
невыполнимыми
требования,
предусмотренные
основной
общеобразовательной программой дошкольного образования.
В современной логопедии принцип комплексного коррекционного
воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При
этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее
благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того,
насколько эффективно проводится работа в период дошкольного детства,
зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают
коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями
речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной
сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая
базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной
работы логопеда по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
4

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых
заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей,
но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику. Логоритмика
оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует
тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры
головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию,
объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую,
моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на
различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи
(В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
Адресат общеразвивающей программы:
Программа адресована детям от 3 до 5 лет.
Особенности речевого развития детей от 3 до 4 лет:
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том,
что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку,
его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте
осуществляется переход от исключительного господства ситуативной
(понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и
ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Овладение родным языком характеризуется использованием основных
грамматических категорий (согласование, употребление их по числу,
времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря
разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
Особенности речевого развития детей от 4 до 5 лет:
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение
звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом
активности
детей.
Они удачно
имитируют
голоса
животных,
интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес
вызывают ритмическая
структура
речи,
рифмы.
Развивается
грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на
основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с
другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым
становится вне ситуативной.
Учебные группы формируются по возрасту. Число детей одновременно
находящихся в группе (от 6 до 20 человек).
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю с 1 октября по 31
мая.
Объём общеразвивающей программы:
Модули:
Объем ПОУ (часов /минут)
В неделю
5

В месяц

В год

«Логоритмика
малышей»

для 1 / 20 мин.

4 / 1ч.20мин.

30 / 11 часов

Срок освоения Программы:
1 учебный год (с 01 октября по 31 мая)
Формы обучения:
Программа основывается на адекватных возрасту формах и методах
работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В данном
образовательном процессе используется групповая форма работы.
Основой всех форм в логопедической ритмике является избираемый
педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее
сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционновоспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими,
воспитательными и т. п.). Двигательная нагрузка выражается в количестве и
насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно
действует на физическое состояние детей. Задания, сопровождаемые речью,
воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в
умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во
время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой
задачи, точности ответной реакции на них и т.п.
Виды занятий:
Программа реализуется через практические игровые тренинги.
Занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и
ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для
детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они
подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это
задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –
основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет
уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка,
челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают
основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В
холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве
профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются
фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие
голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
6

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,
отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей
развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со
звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных
инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование
простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки,
прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры
и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку
лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой
аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс
развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями
направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на
коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур,
оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание
текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает
внимание, память, а также остальные психические процессы,
сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных
музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми
изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из
коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой,
«звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек
и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела
могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды
развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и
щек), пластичность и выразительность движений детей,
7

их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках
чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом,
выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их
новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в
общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации
слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену
движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания,
ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
фотоотчёт, презентация, беседа, практическое занятие
1.2. Цели и задачи Программы
Цель Программы: профилактика и ранняя коррекция имеющихся
отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и
движения через систему логоритических занятий.
Задачи:
 развивать у детей координированные движения рук, ног во время
ходьбы и бега;
 формировать правильную осанку, умение ориентироваться в
пространстве, имитационные движения;
 развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать
внимание, включая смену движений;
 учить различать темпы мелодий, развивать чувство ритма, петь
соответственно со звучанием музыки;
 развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат,
мимику;
 развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
 развивать мелкую моторику, точность движений;
 формировать правильную артикуляцию звуков;
 развивать творчество и инициативу.

8

II Содержание общеобразовательной программы

1

2.2. Учебный (тематический план)
Название темы
звук
Количество
практическ
их часов
Ж, А
1
«Земляничка»

2

«Осенняя ярмарка»

3

«Прогулка в лес»

№
п\п

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

В

1

А, У, И, Ы, Д, 1
Ж
А, У, И, О, Ф, 1
«Мишкина малина»
Ж
С, З
1
«Колобок - колючий бок»
С
1
«Мы - строители»
1
«Кто как к зиме готовится» С, З
С
1
«Кошкин дом»
1
«Снежная баба»
Д
1
«Два мороза»
М
1
«У кошки новоселье»
Ж
1
«Пироги пекла лиса»
1
Ш
1
«Новогодний поезд….»
У, Д, Р
1
«Поиграем в поезд»
Ш, У
1
«Магазин игрушек»
Ф, К
1
«Зайкин день»
Г, Д, Б
1
«Кем быть»
1
«Почему медведь зимой Р

спит»
«Крокодил
Гена
идёт
служить в армию»
«Полная корзина»
«Сказка
о
глупом
мышонке»
«Сказка
об
умном
мышонке»
«Городок игрушек»
«На лесном перекрёстке»
«Находчивый бобр»
«Будем космонавтами»
«Птицы»

Г, К, Д, Т, Ж, 1
Ш
Л
-

1
1

Х

1

Ш
К, Р
К, Т, М, Р
А, И, О, З
В

1
1
1
1
1

9

Формы
контроля
Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие

Презентация

Беседа

Презентация

Беседа

28
29

«Кто где живёт»
«Муха Цокотуха»

Д, К
К, З

1
1

30

«В гостях у лягушат»

Ш, В, Ть, Б

1

Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие

2.2. Содержание учебного (тематического плана)
Занятие 1. «Земляничка»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [Ж] в проговаривании чистоговорок;
- уточнить артикуляцию звука [А], учить произносить на твёрдой атаке;
- закреплять знания по теме «Осень на Урале», «Дикие и домашние
животные»
Коррекционно-развивающие:
- создать благоприятный эмоциональный фон, заложить основу для
плодотворной, творческой работы с группой;
- формировать правильную осанку, навыки движения змейкой, по кругу,
маршем, скачками, на носках
- развивать слуховое внимание.
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику;
- развивать чувство ритма;
- развивать умение импровизировать в соответствии с музыкой
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать навыки коллективной работы
Занятие 2. «Осенняя ярмарка»
(по мотивам стихотворения Н. Подлесовой «На веселой ярмарке»)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [В] в чистоговорках;
- закрепить знания по теме «Овощи»
Коррекционно-развивающие:
- развивать двигательные навыки: ходьба, бег, поскоки, марш;
- укреплять мышцы спины, мышцы глаз, мышцы шеи;
- развивать координацию слова с движением;
- развивать мимическую мускулатуру, пальчиковую и общую моторику;
- развивать слуховое внимание
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение подчиняться правилам игры, совместно играть
10

Занятие 3. «Прогулка в осеннем лесу»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [А] [У] [И] [Ы] [Д] [Ж] в проговаривании
звукоподражаний, чистоговорок;
- закреплять знания по теме «Осень на Урале», «Перелётные птицы»;
- формировать представления о безопасном поведении в природе
Коррекционно-развивающие:
- формировать правильную осанку, навыки движения «змейкой»;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу голоса в упражнениях и играх;
- формировать умение импровизировать в соответствии с музыкой, текстом,
передавать эмоции;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать навыки коллективной работы
Занятие 4. «Мишкина малина»
(по мотивам одноименного стихотворения В. Степанова)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [А] [У] [И] [О] [Ф] [Ж] в проговаривании
звукоподражаний, чистоговорок;
- закреплять знания по теме «Осень на Урале», «Забота о своём здоровье»;
- формировать представления о здоровом образе жизни
Коррекционно-развивающие:
- формировать правильную осанку, развивать основные движения «бег»,
«ходьба на носках, пятках, «змейкой»;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу и модуляции голоса;
- формировать умение импровизировать в соответствии с музыкой, текстом,
передавать эмоции;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную, мимическую моторику,
чувство ритма
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Занятие 5. «Колобок — колючий еж»
(по мотивам сказки В. Бианки)
. Задачи:
Коррекционно-образовательные:
11

- уточнить артикуляцию звуков [С] [З] в проговаривании чистоговорок;
- закреплять знания по теме «Семья»;
- научить выполнять массаж биологических точек, гимнастику для глаз
Коррекционно-развивающие:
- формировать правильную осанку, навыки движения на пятках, носках,
внешнем своде стопы,
- развивать слуховое внимание при восприятии музыки;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- развивать мимическую мускулатуру, умение эмоциями передать
содержание текста
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи
Занятие 6. «Мы — строители»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [С] в проговаривании чистоговорок;
- закреплять знания по теме «Моя Родина»;
- учить приёмам сохранения здоровья: самомассаж;
- сформировать представление о том, что Родина начинается с дома
Коррекционно-развивающие:
- формировать правильную осанку, основные движения: перетопы, махи
руками;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать чувство ритма;
- развивать умение импровизировать в соответствии с текстом и музыкой;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу голоса в упражнениях и играх
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к своему дому;
- воспитывать навыки коллективной работы
Занятие 7. «Кто как к Зиме готовится»
(по мотивам стихотворения В. Степанова «Миша и его друзья»)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [С] [З] в звукоподражаниях, проговаривании
чистоговорок;
- закреплять знания по теме «Дикие животные Урала»;
- сформировать представление о том, как готовятся звери к зиме
Коррекционно-развивающие:
12

- формировать правильную осанку, основные движения: ходьба с высоким
подъёмом колена, бег на носках, прыжки на двух ногах, ходьба на внешнем
своде стопы;
- развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;
- развивать координацию речи с движением, зрительное внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу голоса в упражнениях и играх
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать навыки коллективной работы
Занятие 8. «Кошкин дом»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [С] в проговаривании чистоговорок;
- расширять словарь по теме «Домашние животные и их детёныши»;
- формировать представления о безопасном обращении с огнём
Коррекционно-развивающие:
- формировать правильную осанку, основные движения: ходьба и бег;
- развивать общую, мелкую и мимическую моторику;
- развивать слуховое и зрительное внимание, чувство ритма;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать навыки импровизации в соответствии с текстом;
- развивать силу и выразительность голоса в упражнениях и играх
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к животным;
- воспитывать навыки безопасного поведения в доме;
-воспитывать навыки коллективной работы
Занятие 9. «Снежная баба»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять представления о зимних признаках;
- обогатить словарь по теме «Зима на Урале»;
- учить приёмам сохранения своего здоровья: массаж биологически активных
точек, гимнастика для глаз
Коррекционно-развивающие:
- формировать правильную осанку;
- развивать слуховое внимание;
- развивать общую, артикуляционную и мимическую моторику;
- развивать координацию речи с движением;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
- развивать силу голоса в упражнениях и играх
Коррекционно-воспитательные:
13

- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать навыки коллективной работы
Занятие 10. «Два мороза»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [Д] в проговаривании чистоговорок;
- закреплять знания по теме «Животные и птицы зимой»;
- учить приёмам сохранения здоровья: массаж биологически активных точек,
гимнастика для глаз
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую моторику, мимику;
- развивать слуховое внимание, чувство ритма;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу и модуляции голоса в упражнениях и играх;
- развивать координацию речи с движением
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать навыки коллективной работы
Занятие 11. «У кошки новоселье»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [М] в проговаривании чистоговорок;
- закреплять знания по теме «Дом. Мебель»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать координацию речи с движением;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- формировать умение импровизировать в соответствии с текстом, передавать
эмоции;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать гостеприимство;
- воспитывать дружеские отношения
Занятие 12. «Пироги пекла лиса»
(по мотивам стихотворения В. Степанова)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [Ж] в проговаривании звукоподражаний;
- закреплять знания по теме «Продукты питания»;
- учить приёмам сохранения своего здоровья: массаж биологически активных
точек
14

Коррекционно-развивающие:
- развивать двигательные навыки: наклоны, приседания, прыжки;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать слуховое внимание; чувство ритма;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу и модуляции голоса;
- формировать умение импровизировать в соответствии с музыкой, текстом,
передавать эмоции;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать желание делиться друг с другом, гостеприимство;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Занятие 13. «Новогодний поезд»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [Ш] в проговаривании чистоговорок;
- закреплять знания по теме «Новый год»;
- учить приёмам сохранения своего здоровья: гимнастика для глаз
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: различные виды ходьбы, прыжки;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать слуховое внимание; чувство ритма;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- формировать умение импровизировать в соответствии с музыкой, текстом,
передавать эмоции;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к друг
другу;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Занятие 14. «Поиграем в поезд»
(по стихотворению А. Краснобаева «Поиграем»)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [У] [Д] [Р] в проговаривании
звукоподражаний, чистоговорок;
- обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж)»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
15

- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх и коллективизм;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Занятие 15. «Магазин игрушек»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [Ш] [У] в эвукоподражаниях;
- закреплять знания по теме «Игрушки», «Животные жарких стран».
Коррекционно-развивающие:
- формировать правильную осанку, навыки ходьбы маршем, дробным шагом,
прыжки, танцевальные движения;
- развивать слуховое внимание;
- развивать артикуляционную, пальчиковую моторику и мимику;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к игрушкам;
- воспитывать дружеские отношения в играх
Занятие 16. «Зайкин день»
(по мотивам стихотворения М. Дружининой)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [Ф] [К] в проговаривании звукоподражаний,
чистоговорок;
- закрепить знания по темам «Режим дня», «Одежда», «Продукты питания»;
- формировать представление о режиме дня дошкольника;
- учить подбирать слова в рифму;
- обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж)»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: разные виды ходьбы, прыжки, подскоки,
повороты, приседания, наклоны, бег, кружение;
- развивать речь;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх и коллективизм;
16

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, вещам
Занятие 17. «Кем быть?»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [Г] [Д] [Б] в проговаривании
звукоподражаний, чистоговорок;
- познакомить с профессиями;
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: шаг, прыжки, наклоны, повороты
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх и коллективизм;
- воспитывать трудолюбие, интерес к профессиям
Занятие 18. «Почему медведь зимой спит»
(по сказке В. Сутеева «Дядя Миша»)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [Р] в проговаривании звукоподражаний;
- закрепить знания по теме «Рыбы», «Животные наших лесов»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: ходьба, бег, прыжки, наклоны, повороты,
приседания;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх и коллективизм;
- воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца
Занятие 19. «Крокодил Гена идет в армию»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [Г] [К] [Т] [Д], [Ш] [Ж] гласных звуков в
проговаривании звукоподражаний, чистоговорок;
- познакомить детей с родами войск;
17

- учить приёмам сохранения своего здоровья (гимнастика для глаз,
самомассаж)
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: ходьба, бег, прыжки, наклоны, повороты,
движения руками, приседания;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх и коллективизм;
- воспитывать интерес к армии
Занятие 20. «Полная корзина»
(по мотивам стихотворения В. Берестова «Корзинка»)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [Л] в проговаривании чистоговорок;
- закрепить знания детей по теме «Цветы»;
- обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж,
гимнастика для глаз)»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: ходьба, ходьба на носках;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх и коллективизм;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать трудолюбие
Занятие 21. «Сказка о глупом мышонке»
(по мотивам сказки С. Маршака)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить с произведением Маршака «Сказка о глупом мышонке»
обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж,
релаксация)»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание;
18

- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх и коллективизм;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к родителям
Занятие 22. «Сказка об умном мышонке»
(по мотивам сказки С. Маршака)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей с произведением Маршака «Сказка об умном мышонке»;
- уточнить артикуляцию звука [Х] в проговаривании звукоподражаний;
- обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж,
гимнастика для глаз)»
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: прыжки, бег, ходьба, наклоны, повороты,
приседания;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх, умение сопереживать;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, навыки безопасного
поведения
Занятие 23. «Городок игрушек»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [Ш] в проговаривании звукоподражаний;
- закрепить знания по теме «Игрушки»
-обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж)»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: шаг маршем, топающий шаг, наклоны в
стороны, приседания, прыжки; танцевальные движения;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать чувство ритма;
- формировать умение импровизировать в соответствии с текстом;
19

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к игрушкам;
- воспитывать доброжелательные отношения в играх и коллективизм;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Занятие 24. «На лесном перекрестке»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [К] [Р] в проговаривании звукоподражаний,
чистоговорок;
- формировать навыки безопасного поведения на улице;
- закрепить знания по теме «Транспорт»;
- обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж)»
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: разные виды прыжков, приседания, махи
руками, танцевальные движения;
- развивать слуховое внимание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать речь;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, умение сопереживать героям;
- воспитывать желание подчиняться правилам, бережное отношение к своему
здоровью
Занятие 25. «Находчивый бобр»
(по мотивам стихотворения В. Степанова)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [К] [Т] [М] [Р] в проговаривании
чистоговорок;
- обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж)»;
- закрепить знания об изменениях в природе и жизни животных весной
Коррекционно-развивающие:
- укреплять мышцы ног и спины;
- развивать координацию движений;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
20

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх;
- воспитывать любовь к природе
Занятие 26. «Будем космонавтами!»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [А] [И] [О] [Э] [З] в проговаривании
звукоподражаний, чистоговорок;
- закрепить знания о космосе;
Коррекционно-развивающие:
- развивать координацию и основные движения: ходьба, прыжки,
приседания;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- развивать выразительность речи, голосовые модуляции, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом, музыкой;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх;
- воспитывать интерес к профессиям, связанным с космосом.
Занятие 27. «Птицы»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить внятно и чётко проговаривать слова в скороговорках;
- уточнить артикуляцию звука [в] в чистоговорках;
-обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж,
гимнастика для глаз)»;
- закрепить знания о птицах, их повадках весной
Коррекционно-развивающие:
- развивать танцевальные и основные движения: топающий шаг, шаг-галоп,
вращения руками, наклоны;
- развивать слуховое внимание;
- развивать силу и модуляции голоса, чувство ритма;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом и музыкой;
- развивать общую и пальчиковую моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать любовь к природе
21

Занятие 28. «Кто где живет»
(по мотивам стихотворения С. Еремеева)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [Д] [К] в проговаривании звукоподражаний,
чистоговорок;
- обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж,
гимнастика для глаз);
- закрепить представления о том, где живут звери и птицы;
- учить подбирать рифму
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: ходьба с подскоками, с поворотами,
приседания, прыжки;
- развивать слуховое внимание;
- формировать правильное речевое и физиологическое дыхание;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать любовь к природе
Занятие 29. «Муха-Цокотуха»
(по мотивам сказки К. Чуковского)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [К] [З] в проговаривании звукоподражаний,
чистоговорок;
- обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж)»;
- закрепить знания детей о насекомых;
- расширить номинативный словарь
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: прыжки, ходьба, бег, повороты, приседания,
наклоны;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику;
- развивать речь
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх, умение коллективно
работать;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
22

- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать умение сопереживать, желание прийти на помощь
Занятие 30. «В гостях у лягушат»
(по мотивам стихотворения М. Каминской)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [Ш] [В] [Ть] [Б] в проговаривании,
чистоговорок;
- обучать приёмам сохранения и укрепления здоровья (самомассаж)»;
- закрепить представления детей о лете, об обитателях болота;
- расширить номинативный словарь
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные движения: прыжки, ходьба, бег, повороты, приседания,
наклоны;
- развивать координацию движений;
- развивать слуховое внимание;
- формировать умение координировать речь с движением, импровизировать в
соответствии с текстом;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику;
- развивать речь
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в играх, умение работать в
парах;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость










2.3. Планируемые результаты
Сформированность знаний по лексическим темам.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со
словами.
Сформированность правильного речевого и физиологического
дыхания.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения,
самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление
мышц тела.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении.
Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного
внимания.
23

 Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих
способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети
внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о
характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют,
играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии,
ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
 Улучшение результатов диагностик развития речи.

24

III. Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения
для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство
создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия.
Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном
зале.
Оборудование:
Зеркало - 1;
Ковер - 1;
Магнитная доска - 1;
Столы и стулья - по количеству учащихся;
Ширма – 1;
Спортитвное оборудование: мячи (латексные, Су-Джок, массажные),
скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки - по количеству учащихся;
Погремушки - по количеству учащихся;
Бубен – 1;
Барабан – 1;
Колокольчики - по количеству учащихся;
Маски, костюмы зверей, птиц - по количеству учащихся;
Игровой материал: мягкие игрушки, резиновые игрушки, куклы, транспорт,
посуда, муляжи овощей, фруктов, продуктов – количество определяется
содержанием занятия
Технические средства:
Компьютер - 1;
Проектор - 1;
Колонки - 1;
Принтер - 1;
Сканер - 1.
Кадровое обеспечение:
Для осуществления Программы требуются квалифицированные
педагогические работники. Уровень квалификации педагогических
работников должен соответствовать квалифицированным характеристикам
по соответствующей должности.
Учитель-логопед: высшее профессиональное образование в области
логопедии без предъявления требований к стажу работы.
Музыкальный руководитель: высшее или среднее профессиональное
образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»,
Профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном
инструменте без предъявления требований к стажу работы.
Воспитатель: высшее и среднее профессиональное образование по
направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления
25

требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению
подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы.
Методические материалы:
Программа «Логоритмика для малышей» базируется на основных
положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
 Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.В.
Филичевой и Г. В. Чиркиной;
 «Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой;
 Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей;
по логоритмике:
 Картушина М. Ю. Логоритмическиме занятия в детском саду;
 Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников
в играх и
упражнениях;
 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика
по оздоровлению детей:
 Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей;
 Чистякова, М.И. Психогимнастика;
 Ковалько В. И Азбука физкультминуток.
Пособия и дидактические материалы:
Бланки с заданиями по темам;
Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых
упражнений;
Схемы-планы, модели.
Пособия на развитие дыхание,
Занятия составляются с опорой на лексические темы. Содержание
двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня
сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие
представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий
используются рассказы, стихи и сказки, которые подбираются в соответствии
с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой
форме. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать
на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал –
иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и
др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная
взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда,
воспитателя, инструктора по физической культуре.
Краткое описание методики работы:
26

Занятие включает следующие части образовательной деятельности:
Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего занятия.
Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего
занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки
— подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой
нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под
музыку; ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и
бег с изменением направления с перестроениями, а также со сменой видов
движений.
Основная часть составляет 70-80% времени занятия. Она включает в себя
разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15%).
Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями
на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной
ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети, отвечая
на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия,
закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или
информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку
работы детей на занятии.
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Реализация
данной
программы
предполагает
диагностику
индивидуального развития ребенка учителем-логопедом в тесном
взаимодействии со специалистами и педагогами групп.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования,
помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания
детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в
пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы
проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций
детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий. Диагностика
проводится в виде беседы, тестов, наблюдения за активностью детей,
практических упражнений. Результаты диагностики могут быть направлены
для решения следующих образовательных задач:
-с целью построения индивидуальной образовательной траектории каждого
ребёнка;
-построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией
развития группы;
-для отбора методов, приемов и технологий.
Общие результаты оформляются в виде таблицы мониторинга по блокам:
лексико-грамматические категории, связная речь, психические процессы
Критерии оценки отмечаются в таблице цифрами:
-высокий уровень (4) – задания выполняет самостоятельно, в полном объёме,
без ошибок;
27

-средний уровень (3) – задания выполняет самостоятельно, но с ошибками;
-недостаточный уровень (2) – задания выполняет с помощью взрослого, по
наводящим вопросам;
-низкий уровень (1) – задания не выполняет.
Фонд оценочных средств:
1. Обследование импрессивной стороны речи.
 Предлагается ребенку выполнить действия, состоящие сначала из одной
инструкции, потом из двух инструкций.
 Понимание предлогов: «Покажи, где кот идет по крыше, где кот
вылезает из трубы и т.д.».
 Понимание предложений с причинно-следственной связью. Например,
Петя ударил Васю, кому больно?
 Понимание изменения числа существительных в предложении. Ребенку
сначала показывают картинки, на которой летят самолеты, а потом
картинку, на которой самолет летит.
2. Обследование словарного запаса.
1. Имя существительное
 Назвать предметы каждой группы и обобщающие слова;
 Назвать малознакомые предметы;
 Назвать предмет по описанию;
 Подобрать синонимы-антонимы.
2. Имя прилагательное
 Назвать качественные прилагательные. Например, назвать форму,
размер, цвет предмета, какого вкуса;
 Относительные прилагательные (из какого материала сделан предмет?).
Например, из какого материала сделан предмет, умение называть
прилагательные по его назначению (фонарик карманный);
 Притяжательные прилагательные;
 Антонимы-синонимы.
3. Наречие
 Назвать качественные наречия. Например, просят ребенка посмотреть на
черепаху и ответить, как ползает черепаха?
 Наречие времени. Например, когда дети идут в детский сад.
4. Имя числительное
 Назвать
количественные
числительные
(сосчитать
количество
изображенных предметов);
 Назвать порядковые числительные по картинке. Например, какой по
счету стоит бабка в сказке «Репка».
5. Местоимение
 Назвать местоимения единственного и множественного числа.
 Заменить существительное местоимением.
3. Обследование грамматического строя речи.
 Изменить существительные по падежам.
28






Изменить прилагательные по родам.
Например, какого цвета бабочка, утенок, яблоко.
Подобрать глагол к существительному.
Изменить существительное женского, среднего, мужского рода по
числам.
 Изменение существительных с непродуктивными основами по числам
(котенок - котята, ухо - уши).
 Множественное число существительных в родительном падеже. Ребенку
предлагают картинку парты, закрывают ее рукой и спрашивают, чего не
стало?
 Согласование существительных с числительным.
 Изменение глаголов по времени.
 Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок.
Образовать глаголы с противоположными значениями с помощью
 приставок.
 Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного
суффикса.
 Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с
помощью суффикса.
 Образовать прилагательные от существительных.
 Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действий (белый беловатый, выполнять по аналогии).
 Образовать глаголы от прилагательных по аналогии (красный - краснеть).
4.Обследование самостоятельной речи.
 Составить предложение по картинкам.
 Составить рассказ по картинкам.
 Составить рассказ по серии картинок.
5. Обследование психических процессов.
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную
игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
29

Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за
детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
силу движений,
точность движений,
темп движений,
координацию движений,
переключение с одного движения на другое.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую
игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение с одного движения на другое.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2
– 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По
1 баллу.
Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики
неречевых психических функций».

30

IV. Список литературы
 Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
 Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика
работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи /
Под ред. Г.А. Волковой - СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная
педагогика)
 Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для
студентов педагогических институтов по специальности 031800 –
Логопедия; 032000 – Коррекционная педагогика и специальная
психология (дошкольная).-СПб.: «Петербург –XXI», 1997.
 Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В. Логопедические распевки. Музыкальная
пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВОПРЕСС»,2005.
 Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.,
Сфера, 2005.
 Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и
коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных
руководителей и воспитателей – М.,. Аверсев, 2004.
 Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей
дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с.
 Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство
Гном и Д», 2005.
 Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для
логопедов и родителей. - СПб.: «Дельта» - 1997.
 Микляева, Н.В. Полозова О.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и
логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и
логопедов.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.
 Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009.
 Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия,
игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель,
2011. – 204 с.
 Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ.
СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
 Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение,
Владос, - 1995.
 Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с
нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/
- М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
 Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/
М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс. – 2007
31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».